Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как оприходовать неисключительные права на программу в 2024 году в казенном учреждении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии СГС «Нематериальные активы» и п. 151.2 Инструкции № 157н неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности учитываются на балансовом счёте 0 111 60 000. Одним из условий отражения в учёте является его использование в деятельности учреждения свыше 12 месяцев.
Учёт неисключительных прав на программное обеспечение со сроком полезного использования более 12 месяцев, приобретённых за плату
Полученные в пользование неисключительные права на программное обеспечение (продукт) отражаются на балансовом счёте 0 111 6I 000 «Права пользования программным обеспечением и базами данных» (п. 151.1, 151.2 Инструкции № 157н).
Если срок действия лицензии на программный продукт не указан в лицензионном договоре, то в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 1235 ГК РФ договор считается заключённым на пять лет. Соответственно, по такой лицензии срок полезного использования программного обеспечения может быть установлен комиссией в пределах пяти лети.
Кассовые расходы на приобретение неисключительных прав пользования на программное обеспечение относятся по подст. 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Неисключительное право пользования НМА принимается к учёту по первоначальной стоимости (п. 10 СГС «Нематериальные активы»).
Для учёта фактических затрат в целях формирования первоначальной стоимости неисключительных прав пользования на программное обеспечение предусмотрен счёт 0 106 6I 000 «Вложения в права пользования нематериальными активами — программное обеспечение и базы данных». Данный счёт можно не использовать, если первоначальная стоимость приобретения программы складывается лишь из цены, установленной в лицензионном договоре, и учреждение не несёт иных фактических затрат, связанных с приобретением программного продукта.
В бухгалтерском учете расходы бюджетного учреждения по предоставлению доступа к программному обеспечению относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ до 01.01.2021 (Порядок N 209н, Приказ Минфина от 30.11.2018 N 246н).
Если учреждение получило компьютерную программу в пользование, отразите ее на забалансовом счете 01.
Списание программного продукта
Списание программных продуктов в государственных (муниципальных) учреждениях в большинстве случаев осуществляется по двум причинам: прекращение использования программного продукта и внутриведомственная передача программного продукта.
Прекращение использования программного продукта может быть связано с его моральным износом и необходимостью использования новых программных продуктов в деятельности государственного (муниципального) учреждения.
Учитывая тот факт, что программные продукты в большинстве случаев относятся к особо ценному движимому имуществу, то для их списания необходимо получение согласия учредителя в соответствии с п. 10 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» для бюджетных учреждений и п. 2 ст. 3 Закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» для автономных учреждений.
Учет программного обеспечения
Шаг — 1
Чтобы понять, как отразить покупкукомпьютера, сначала необходимо ознакомиться с накладными и счет-фактурами. Если в официальных документах товар прописан одной строкой, например, «Компьютер, стоимость 30000 рублей», тогда учитывать его в балансе нужно одним целым. Если же вся комплектация указана по наименованию, то и оприходовать необходимо, согласно перечню. Далее, переходим к следующему шагу рекомендации .
Например: федеральное казенное учреждение приобрело по лицензионному договору неисключительные права на программный продукт стоимостью 360 000 руб., срок действия договора – 36 месяцев. Согласно учетной политике федерального казенного учреждения расходы будущих периодов признаются расходами текущего финансового года ежемесячно в течение периода, к которому они относятся.
Счет Проводки На Приобретение Неисключительных Прав И Бюджетном Учреждении 2022 Г
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации расходы по приобретению неисключительных прав могут быть отнесены на счет 401 20 (109 00) или 401 50 в зависимости порядка, установленного в рамках учетной политики учреждения.
Обоснование вывода:
Для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения, предназначен счет 401 60 «Резервы предстоящих расходов» (п. 302.1 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2022 N 157н, далее — Инструкция N 157н).
В свою очередь, для учета сумм расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, используется счет 401 50 «Расходы будущих периодов». В частности, на этом счете в случае, когда учреждение не создает соответствующий резерв предстоящих расходов, отражаются расходы, связанные с приобретением неисключительного права пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов (п. 302 Инструкции N 157н).
В рассматриваемой ситуации обязательство определено по величине и времени исполнения, следовательно, на счете 401 60 оно учитываться не должно.
Как показывает анализ положений Инструкции N 157н и Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2022 N 33н, под отчетным периодом разработчики данных документов в различных ситуациях понимают: месяц, квартал или календарный год.
В то же время п. 160 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2022 N 174н (далее — Инструкция N 174н), установлено отнесение в дебет счета 401 50 расходов бюджетного учреждения, произведенных в текущем финансовом году, но относимых к очередным финансовым периодам. Следовательно, для цели отнесения расходов на будущие периоды в учетной политике учреждения следует определить конкретный отчетный период, например, финансовый год.
Вместе с тем отчетный период для целей применения счета 401 50 не может составлять более одного финансового года. Соответственно, если договор, заключенный сроком на 12 месяцев, будет переходящим на очередной год, то счет 401 50 для отражения расходов, связанных с приобретением данного права, бюджетное учреждение обязано применять.
В соответствии с требованиями п. 66 Инструкции N 157н нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. При этом платежи, в том числе и производимые периодически, учреждения (лицензиата) за предоставленное ему право использования результатов интеллектуальной деятельности (средств индивидуализации) в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики, могут быть отнесены:
— на финансовый результат в составе расходов текущего финансового года;
— к расходам будущих периодов.
Вместе с тем ведение бухгалтерского учета осуществляется, в частности, с использованием (п. 3 Инструкции N 157н, п. 16 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы. «):
— метода начисления, согласно которому результаты операций признаются в бухгалтерском учете по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций, денежные средства (или их эквиваленты);
— принципа равномерности признания доходов и расходов и допущения временной определенности фактов хозяйственной жизни.
Допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета означает, что объекты бухгалтерского учета признаются в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и (или) изменению соответствующих активов, обязательств, доходов и (или) расходов, иных объектов бухгалтерского учета, вне зависимости от поступления или выбытия денежных средств (или их эквивалентов) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.
Следовательно, учитывая метод начисления, при выставлении поставщиком акта на предоставление неисключительной лицензии на всю сумму в бухгалтерском учете на его основании отражается начисление по кредиту счета 302 26 «Расчеты по прочим работам, услугам» на полную сумму. Уменьшение кредиторской задолженности будет отражаться путем ее постепенного погашения. А следуя принципу равномерности признания расходов, рассматриваемые расходы целесообразно отнести в дебет счета 401 50.
Согласно п. 302 Инструкции N 157н суммы, учтенные по дебету счета 401 50 «Расходы будущих периодов», в течение периода, к которому они относятся, подлежат:
— отнесению на финансовый результат текущего финансового года (списываются в дебет счета 401 20 «Расходы текущего финансового года»);
— учету при формировании себестоимости (списываются в дебет счета 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»).
Списание начисленных с использованием счета 401 50 расходов на финансовый результат (затраты) текущего года осуществляется в порядке, установленном в учетной политике учреждения, например, ежемесячно.
Подводя итог изложенному, в зависимости от принятого решения в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие записи:
1. Дебет 0 401 50 226 (0 401 20 226, 0 109 ХХ 226) Кредит 0 302 26 730 — отражены расходы на предоставление неисключительной лицензии в полной сумме согласно подписанному Акту;
2. Увеличение забалансового счета 01 — отражен нематериальный актив, полученный в пользование учреждением (лицензиатом);
3. Дебет 4 302 26 830 Кредит 0 201 11 610,
с одновременным увеличением забалансового счета 18 (244 КВР, 226 КОСГУ) — ежемесячно отражено перечисление оплаты по договору;
4. Дебет 0 401 20 226 (0 109 ХХ 226) Кредит 0 401 50 226 — с периодичностью, установленной в рамках учетной политики, отражено перенесение расходов будущих периодов на финансовый результат текущего года (себестоимость готовой продукции (работ, услуг));
5. Уменьшение забалансового счета 01 — отражено списание нефинансового актива, полученного в пользование учреждением (лицензиатом), по окончании срока его использования*(1).
Особенности оприходования неисключительных прав на программу в 2024 году
При оприходовании неисключительных прав на программу в 2024 году необходимо уделить особое внимание правовой охране программного обеспечения. Важно убедиться в том, что программа имеет соответствующую защиту и не содержит нарушений авторских прав или других прав на интеллектуальную собственность. Также следует учесть, что оприходование неисключительных прав может потребовать согласования с авторами программы и другими правообладателями, если таковые имеются.
Также стоит отметить, что в 2024 году возможно введение новых требований и процедур в отношении оприходования программного обеспечения в казенных учреждениях. Правила и условия будут определены соответствующими юридическими актами, а значит, для успешного оприходования необходимо внимательно следить за обновлениями законодательства и актуальными правилами, разработанными компетентными организациями или ведомствами.
В целом, оприходование неисключительных прав на программу в 2024 году требует точного соблюдения всех процедур и требований, а также внимательного внедрения изменений, связанных с развитием законодательства и правил в области интеллектуальной собственности. Учитывая все эти аспекты, казенные учреждения смогут успешно оприходовать неисключительные права на программы и обеспечить свою деятельность соответствующим программным обеспечением в 2024 году.
Бюджетная классификация
Обратимся к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н. При выборе кода видов расходов необходимо учитывать, что расходы на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий относятся:
– для нужд федеральных государственных органов и находящихся в их ведении федеральных государственных казенных учреждений – на код вида расходов 242«Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий». Также по этому коду вида расходов отражаются расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета на реализацию мероприятий по информатизации в части региональных (муниципальных) информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры в случае принятия решения финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования) о применении кода вида расходов 242;
– для нужд субъектов РФ (муниципальных образований), в отношении которых не принято решение о применении кода вида расходов 242, государственных (муниципальных) учреждений – на код вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».
На подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ относятся расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отраженные по подстатьям 221 – 225 КОСГУ, в том числе:
– на приобретение неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение;
– на приобретение и обновление справочно-информационных баз данных.
О применении этой подстатьи при получении учреждением в пользование программного продукта на условиях простой (неисключительной) лицензии сказано в письмах Минфина РФ от 18.03.2016 № 02-07-10/15362, от 02.10.2013 № 02-06-10/40915.
Таким образом, расходы учреждения на приобретение неисключительных прав на использование программ и справочно-информационных баз данных отражаются по коду вида расходов 242 или 244 и относятся на подстатью 226 КОСГУ.
Как отражать права на использование нематериальных активов
Объекты, оставшиеся с 2023 года, перенесите с забалансового счета 01 на баланс. Так поступайте только с правами, которыми начиная с 1 января 2023 года будете пользоваться более 12 месяцев. Остатки по счету 0 401 50 000 спишите, а по счету 0 111 60 000 эти суммы начислите. Минфин рекомендовал сделать проводки операциями 2023 года в корреспонденции со счетом 0 106 60 000. Отметим, в этом случае будет искажена сумма поступлений прав пользования в текущем году. Поэтому рекомендуем согласовать этот подход с учредителем и финорганом, а также сделать ссылку на указания ведомства в учетной политике.
Особый порядок переноса на баланс применяйте в отношении прав пользования с неопределенным сроком использования. Их отражайте на счете 0 111 60 000 в корреспонденции со счетом 0 401 30 000 в межотчетном периоде. По мнению Минфина, прежде операции по таким объектам не учитывались на счете 0 401 50 000. Поэтому корректировочные записи по данному счету отражать не нужно. Отметим, такой порядок не был закреплен в нормативных актах. Если учреждение руководствовалось другим подходом, способ переноса объектов на баланс рекомендуем согласовать с учредителем и финорганом.
По новым правилам учтите и объекты, оставшиеся с 2023 года. Со счета 0 401 50 226 спишите остатки стоимости прав, по которым срок использования истекает в 2023 году. Эти суммы не относите на финрезультат прошлых лет. Проводку сделайте в корреспонденции со счетом 0 401 20 226 в первый рабочий день 2023 года. Такой порядок рекомендуем согласовать с учредителем и финорганом.
На закладке Основные средства, НМА, НПА указывается объект, принимаемый к учету, его инвентарный номер, счет учета и стоимость. При передаче объекта с начисленной амортизацией и суммой обесценения могут быть заполнены поля Сумма амортизации, Сумма обесценения, Дата ввода в эксплуатацию, Оставшийся СПИ и порядок погашения стоимости права пользования НМА.
Также следует указать Контрагента — правообладателя и Договор — правовое основание прав пользования нематериальными активами, поскольку в программе по счету 111 60 ведется аналитический учет по контрагентам и договорам в соответствии с пунктом 151.3 Инструкции № 157н.
В шапке документа Поступление ОС, НМА, НПА следует указать контрагента — правообладателя, договор — правовое основание прав пользования нематериальными активами, поскольку в программе по счету 111 60 ведется аналитический учет по контрагентам и договорам в соответствии с пунктом 151.3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, а также центрам материальной ответственности.
- Счет дебета — субсчет счета 106.60 «Вложения в права пользования нематериальными активами», на который будут относиться расходы для формирования первоначальной стоимости объекта прав пользования НМА;
- КЭК счета дебета — в зависимости от срока полезного использования объекта прав пользования НМА необходимо из списка выбрать КЭК 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования» или 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования»;
- Объект вложений — объект капитальных вложений, на котором собирается первоначальная стоимость объекта прав пользования НМА;
- МОЛ / Место хранения — ответственное лицо за вложения в права пользования нематериальными активами;
- Счет расчетов — подставляется автоматически по указанному на закладке Услуги, работы КОСГУ, при необходимости можно изменить.
По счетам 104 60 «Амортизация прав пользования нематериальными активами» установлено ведение аналитического учета по субконто Основные средства. В карточке счетов 104 60 «Амортизация прав пользования нематериальными активами» на закладке КЭК счетов указан один допустимый КОСГУ:
Минфин России обращает внимание, что информация о неисключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности до 01.01.2023 подлежала отражению на забалансовом счете 01 вне зависимости от срока использования. Это требование было установлено п. 333 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, в редакции, действовавшей до 01.01.2023. Следовательно, в учете допущена ошибка, которую необходимо исправить.
В связи с вступлением в силу СГФ «Нематериальные активы», утв. приказом Минфина России от 15.11.2023 № 181н, неисключительные права пользования результатами интеллектуальной деятельности, расходы по которым до 01.01.2023 относились на финансовый результат текущего периода (объекты не подлежали балансовому учету), отражаются в межотчетный период. В учете оформляется запись по дебету счета 0 111 6I 000 (по группе объектов с неопределенным сроком полезного использования) и кредиту счета 0 401 30 000.
Объекты признаются в составе группы «Нематериальные активы» по справедливой стоимости. При невозможности установить справедливую стоимость неисключительные права принимаются по стоимости в объеме фактических вложений (фактических затрат) учреждения при их приобретении (создании) по договору (контракту), т. е. по стоимости на забалансовом счете 01. Подобные разъяснения Минфин России давал ранее в письме от 02.04.2023 № 02-07-07/25218. Подробно см. здесь.
- в графе 6 (код причины изменений вступительного баланса «02» – изменения, связанные с внедрением федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов) в отрицательном значении;
- в графе 7 (код причины изменений вступительного баланса «03» – исправление ошибок прошлых лет) в положительном значении (на сумму увеличения).
Поскольку права пользования списываются с забалансового счета по результатам инвентаризации, а принимаются на счет 111 6I операциями межотчетного периода, на наш взгляд, делать проводки по забалансовому счету 01 не нужно. Достаточно отразить эти данные вручную в сведениях (ф. 0503173, 0503773).
Отражаем в учете право пользования нематериальными активами
Организация приобретает программное обеспечение по лицензионному или сублицензионному договору. Согласно договору лицензиар передает лицензиату неисключительные права использования программ, при этом вносится фиксированный разовый платеж. Программа лицензиаром либо передается посредством Интернета, либо устанавливается непосредственно на компьютер. Срок договора — 1 год или 3 года.
Из перечня расходов на транспортные услуги (подстатья 222), который применяется в 2018 г., исключены расходы по оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно отдельным категориям лиц, в связи с тем, что данные операции не являются услугами, необходимыми для выполнения служебных, трудовых обязанностей (отражаются по подстатье 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме»). Описание подстатьи 222 «Транспортные услуги» дополнено расходами на выплату компенсации работникам за использование личного транспорта для служебных целей.
Если установить его невозможно, фирма вправе сама определить срок службы, который не может быть менее 2-х лет (п. 2 ст. 258 НК РФ).
Для отражения операций, связанных с получением неисключительных прав, организации-лицензиату (сублицензиату) в настоящее время следует руководствоваться нормами ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов».
В Инструкции 209н многие бухгалтерские операции, ранее относящиеся к статье «Прочие услуги» получили самостоятельный код в классификаторе операций сектора госуправления. В статье мы рассказываем о порядке применения КОСГУ 352 и 353.
В этом случае полученное право отражается в составе расходов будущих периодов на одноименном счете 97, а также на забалансовом счете.
В качестве обоснования суды приводят следующие аргументы: НК РФ не устанавливает необходимости равномерного признания расходов на приобретение программных продуктов в течение срока, на который предоставлено неисключительное право.
Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом (ст. 1228 ГК РФ).
Перевод на баланс прав пользования НМА, учтенных за балансом
Для учета операций по вложениям в объекты учета прав пользования нематериальными активами применяются следующие аналитические счета счета 0 106 60 000 «Вложения в права пользования нематериальными активами»:
-
0 106 6N 000 «Вложения в права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)»;
-
0 106 6R 000 «Вложения в права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками»;
-
0 106 6I 000 «Вложения в права пользования программным обеспечением и базами данных»;
-
0 106 6D 000 «Вложения в права пользования иными объектами интеллектуальной собственности».
В соответствии с пунктом 26 Стандарта НМА амортизация начисляется только по объектам нематериальных активов с определенным сроком полезного использования, в том числе по правам пользования НМА.
Согласно пункту 27 Стандарта НМА при определении срока полезного использования объекта нематериальных активов учитываются следующие факторы:
1) ожидаемый срок получения экономических выгод и (или) полезного потенциала, заключенных в активе, признаваемом объектом нематериальных активов;
2) срок действия прав субъекта учета на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над объектом нематериального актива;
3) срок действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности.
Начисление амортизации объекта нематериальных активов производится в соответствии с учетной политикой субъекта учета одним из следующих методов:
-
линейным методом;
-
методом уменьшаемого остатка;
-
пропорционально объему продукции.
Согласно пунктам 28, 29 Стандарта НМА, амортизация объекта НМА начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к бухгалтерскому учету, и прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения признания объекта НМА (выбытия его из бухгалтерского учета), или с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимость объекта нематериальных активов стала равна нулю.
В соответствии с пунктом 33 Стандарта НМА амортизация объектов нематериальных активов начисляется с учетом следующих положений. На объекты нематериальных активов стоимостью:
-
свыше 100 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с нормами амортизации согласно применяемому методу амортизации;
-
до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 % первоначальной стоимости при признании объекта в составе группы нематериальных активов.
При этом в Стандарте не приведены особенности начисления амортизации по правам пользования НМА, амортизация начисляется в том же порядке, как и по НМА.
В соответствии с пунктом 85 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н расчет годовой суммы амортизации производится учреждением, осуществляющим учет используемого права пользования активами, объекта нематериальных активов линейным способом, исходя из его балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования. В течение финансового года начисление амортизации линейным способом осуществляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.
Суммы начисленной амортизации на объекты учета права пользования нематериальными активами (неисключительными правами) учитываются на соответствующих аналитических счетах счета 0 104 60 000 «Амортизация прав пользования нематериальными активами».
Возникает ли при покупке ПО объект нематериальных активов?
Нематериальные активы представляют собой права и преимущества, которые не имеют физической формы, но обладают ценностью и могут быть использованы для получения дохода. В эту категорию входят такие объекты, как авторские права, товарные знаки и лицензии.
При покупке ПО, компания приобретает лицензию на использование программы и получает право использовать ее в своей деятельности. Право на использование ПО может быть передано только посредством заключения лицензионного соглашения. Приобретение ПО представляет собой приобретение права на использование программы на определенных условиях.
Таким образом, при покупке ПО можно считать, что компания приобретает объект нематериальных активов – право на использование программы. Этот актив отражается в бухгалтерии в соответствии с требованиями учета нематериальных активов, установленными законодательством и нормативными актами.
На практике, при учете ПО в бюджетном учреждении, необходимо провести соответствующие проводки, которые отражают приобретение и использование ПО. Это позволяет правильно учесть стоимость ПО и его использование в деятельности бюджетного учреждения.
Как отразить в бюджетном учете казенного учреждения расходы на приобретение неисключительных (пользовательских) прав на программное обеспечение
В силу п. 66 Инструкции N 157Н отражение в учете учреждения операций, связанных с получением прав использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, осуществляется на основании лицензионных договоров, договоров коммерческой концессии и других договоров, заключенных согласно законодательству РФ.
Нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. При этом платежи учреждения (лицензиата) за предоставленное ему право использования результатов интеллектуальной деятельности (средств индивидуализации), производимые в виде периодических платежей (единовременного фиксированного платежа) согласно условиям договора, относятся на финансовый результат в составе расходов текущего финансового года (расходов будущих периодов) в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики.
КОСГУ с 2022 года последние новости — новый порядок применения
Новый порядок применения КОСГУ (классификации операций сектора государственного управления) станет обязательным для учреждений государственного сектора уже с 1 января 2022 года. Согласно данному Порядку, единые правила использования кодов КОСГУ будут действовать в отношении составления финансовой, бюджетной и другой отчетности, а также ведения бухгалтерского учета. Из данной статьи вы узнаете про КОСГУ с 2022 года последние новости.
- изменения кадастровой стоимости участков земли;
- оприходования объектов нефинансовых активов с забалансового счета;
- от оприходования имущества в связи с разукомлектацией объектов ОС;
- безвозмездного приобретения нефинансовых активов;
- оприходования излишков, обнаруженных в ходе инвентаризации.
Безвозмездное поступление НФА в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 2 для реализации изменений в порядке отражения операций безвозмездных поступлений нефинансовых активов (НФА) в 2022 году:
-
по счетам 401.10 не потребовалось изменений;
-
по счету 304.04 начиная с версии 2.0.83 доработаны операции отражения внутриведомственных передач и поступлений материальных запасов (МЗ), основных средств (ОС), нематериальных активов (НМА), непроизводственных активов (НПА), объектов имущества казны. Для счета 304.04 реализована возможность указать в бухгалтерских записях по поступлению НФА классификационные признаки счета (КПС) для казенных учреждений вида «классификация доходов бюджетов» (КДБ), для автономных и бюджетных учреждений — вида «АУ и БУ» с уточнением показателя «КДБ».
В БГУ 2 операции безвозмездного поступления нефинансовых активов оформляются следующими документами:
-
Поступления ОС (в пути) с типовыми операциями Безвозмездное получение (107.Х1-401.10); Централизованное снабжение (107.Х1-304.04.310);
-
Поступление ОС, НМА, НПА с типовыми операциями Безвозмездное поступление ОС, НМА, НПА (внутриведомственное); Безвозмездное поступление ОС, НМА, НПА прочее (401.10);
-
Поступление ОС, НМА, НПА (имущества казны) с типовыми операциями Безвозмездное поступление ОС, НМА, НПА (внутриведомственное); Безвозмездное поступление ОС, НМА, НПА прочее (401.10);
-
Принятие к учету ОС, НМА, НПА с типовыми операциями Безвозмездное получение (401.10); Централизованное получение (304.04);
-
Принятие к учету ОС, НМА, НПА (имущество казны) с типовыми операциями Поступление от других организаций (401.10); Внутриведомственное поступление (304.04);
-
Поступление МЗ (в пути) с типовыми операциями Безвозмездное получение (107.ХЗ-401.10); Безвозмездное поступление (внутриведомственное) (107.ХЗ-304.04.340);
-
Поступление МЗ с типовыми операциями Безвозмездное поступление (внутриведомственное) (304.04.340); Безвозмездное поступление прочее (401.10);
-
Поступление МЗ (имущество казны) с типовыми операциями Внутриведомственное поступление; Поступление от других организаций.
Регистрация прав на программный продукт
При приобретении или создании программного продукта встает вопрос о регистрации прав на него. Согласно ст. 1262 Гражданского кодекса правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Заявка на государственную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных (заявка на регистрацию) должна относиться к одной программе для ЭВМ или к одной базе данных.
Согласно п. 2 ст. 1262 Гражданского кодекса заявка на регистрацию должна содержать:
- заявление о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных с указанием правообладателя, а также автора, если он не отказался быть упомянутым в качестве такового, и места жительства или места нахождения каждого из них;
- депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ или базу данных, включая реферат;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном размере или наличие оснований для освобождения от уплаты государственной пошлины либо для уменьшения ее размера, либо для отсрочки ее уплаты.
Согласно ст. 333.30 Налогового кодекса при обращении в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти за совершением действий по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы государственная пошлина уплачивается за государственную регистрацию программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы соответственно в Реестре программ для ЭВМ, Реестре баз данных и Реестре топологий интегральных микросхем, включая выдачу заявителю свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы, а также публикацию сведений о зарегистрированной программе для ЭВМ, базе данных и топологии интегральной микросхемы в официальном бюллетене в следующих размерах:
- для организации — 2600 руб.;
- для физического лица — 1700 руб.;
- за внесение изменений в документы и материалы к заявке на регистрацию программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы до публикации в официальном бюллетене — 700 руб.
При этом следует помнить, что согласно пп. 4 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса от уплаты государственной пошлины, установленной гл. 25.3 Налогового кодекса, освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных настоящей главой, за исключением случаев, предусмотренных пп. 124 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса.
Правила оформления заявки на регистрацию установлены Приказом Минобрнауки России от 29 октября 2008 г. N 324 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на государственную регистрацию программы для электронных вычислительных машин и заявок на государственную регистрацию базы данных, их рассмотрения и выдачи в установленном порядке свидетельств о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных».
В случае если бюджетное или автономное учреждение для приобретения программного продукта привлекают средства от деятельности, приносящей доход, и будут в дальнейшем использовать программный продукт в данной деятельности, следует обратить внимание на формулировки, используемые в договоре. Это связано с тем, что передача исключительных прав на основании лицензионного соглашения и оплата услуг по созданию программных продуктов для ЭВМ не являются идентичными операциями. Передача исключительных прав на основании лицензионного соглашения, в соответствии со ст. 149 Налогового кодекса, не облагается НДС, а оплата услуг по созданию программного продукта для ЭВМ облагается НДС в общеустановленном порядке и подлежит последующим вычетам в соответствии с требованиями п. 1 ст. 172 Налогового кодекса. Данная позиция определена в Письме Минфина России от 21 сентября 2009 г. N 03-07-07/69.