Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новая форма путевых листов с 15 декабря в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Опираясь на перечисленные сведения, бухгалтер компании или ИП не только осуществляет контроль использования ТС и эффективности работы водителя, но и производит начисление зарплаты водителю, механику и диспетчеру. Оформлением ПЛ и ведением учета их выдачи обычно занимается руководитель подразделения, бухгалтер, диспетчер или другое назначенное лицо.
С 15 декабря 2024 года вступает в силу новая форма путевых листов, которая становится обязательной для всех транспортных компаний и водителей коммерческого транспорта.
Это означает, что все путевые листы, составленные после указанной даты, должны соответствовать установленному образцу. Любые прежние формы и шаблоны становятся недействительными и не принимаются в качестве официального документа.
Данная мера обязательна для всех типов и видов коммерческого транспорта, включая грузовики, автобусы, такси и другие подобные виды транспорта. Независимо от того, используется ли транспорт для пассажирских или грузовых перевозок, новая форма путевого листа становится юридически обязательной.
Это решение было принято в рамках усиления контроля и принципа прозрачности в транспортной отрасли. Новая форма путевого листа содержит дополнительные поля для заполнения, включая точное время начала и окончания поездки, информацию о пассажирах или грузе, а также дополнительную информацию о водителе и транспортном средстве.
Нарушение требований по использованию новой формы путевого листа может привести к серьезным штрафам и другим санкциям со стороны уполномоченных органов. Поэтому водители и транспортные компании должны быть готовы к внедрению новой формы путевых листов и активно обновлять свои системы учета и отчетности в соответствии с новыми требованиями.
Что такое путевой лист легкового автомобиля?
Министерство транспорта РФ своим приказом № 476 от 07.11.2017 г. на 2023 год внесло корректировки в шаблон «путевки» легковой автомашины. Выписываемая шоферу «путевка» отображает издержки на получение ГСМ и считается обязательным бланком для любого учреждения, использующего автомашины. В то же время, шаблон такого бланка учреждение может составить в самостоятельном порядке. При этом, должны отображаться обязательные сведения, регламентируемые законодательными нормативами.
Установленные правила выписывания путевого листа начали действовать с 15.12.2017 года. Поправки касаются информации о владельце автомашины. С данного момента требуется отображать ОГРН учреждения или индивидуального предпринимателя. Кроме этого, в документе необходимо отображать дату (с отображением числа, месяца и года) и время (с указанием часов и минут) осуществления пред-рейсовой проверки технического состояния транспорта (ТО), если это предусмотрено законодательными нормативами.
Раньше, ежедневные ТО транспорта осуществлялись перед выездом в рейс с места прописки авто и при возвращении к исходному месту. По внесенным изменениям пред-рейсовую проверку технического состояния автомобиля необходимо выполнять до его выезда с главного места прописки авто.
Несмотря на то, что шаблоны путевых бланков учреждения имеют право разрабатывать по своему усмотрению, записывание установленных реквизитов и применение новых правил при выписывании «путевок» являются обязательными для всех учреждений и ИП, пользующимися легковым транспортом. Причем, соблюдение установленных правил не зависит от того, относится ли данный вид деятельности в учреждении к главному или нет, даже, если в учреждении на балансе находится единственная автомашина, перевозящая руководителя к месту работы и назад.
При выписывании требуется соблюдать следующие нормы:
- Номер документа. Путевые листы нумеруются, с отображением номера в хронологической последовательности. Нумерация осуществляется в каждом учреждении самостоятельно. Чаще всего нумерация начинается с нового года.
- Название. При выписывании документа требуется его правильно назвать, отобразив в бланке его название «Путевой лист легковой автомашины».
- Период действия. В бланке требуется отображать информацию о времени, на протяжении которого он действителен. Документ можно выписывать на один или на несколько дней. Наибольший период, на который можно оформить данный документ – это один месяц.
- Данные о владельце автотранспорта. Здесь отображаются следующие сведения:
- Если владелец является юр-лицом, отображается его название, форма управления, адрес регистрации и контактная информация.
- Если владелец ИП – записывается его ФИО, место стоянки, ОГРН и контактная информация.
- Сведения о автотранспорте. Здесь отображается:
- Тип: легковая автомашина.
- Марка авто.
- Государственный номер
- Данные спидометра при отправлении из гаража и после его возвращения.
- Число и время отправки автотранспорта из гаража и возвращения назад.
- Сведения о шофера автотранспорта. Требуется отобразить ФИО водителя и информацию (число и время) о прохождении им пред-рейсовых проверок.
Новые требования при выписывании «путевок» в 2023 году предусматривают возможность, кроме заполнения обязательной информации, добавлять добавочные сведения, необходимые для учреждения. Поэтому, шаблон «путевки» легкового авто должен быть утвержден руководителем учреждения и закреплен в учетном векторе предприятия.
Российское законодательство о путевых листах
Особенности оформления, обязательные реквизиты для путевого листа фиксируют такие документы: Приказ Минтранса № 368 от 11.09.2020 года и Приказ Минтранса № 390 от 28.09.2022 года.
Посмотреть информацию, дублирующую сведения в данных законодательных актах можно в обновленном варианте «Устава автотранспорта», Федеральный закон № 259-ФЗ от 08.11.2007 года.
С начала 2023 года в силу вступили изменения, коснувшиеся следующих особенностей:
- путевой лист автомобиля в 2024 году может оформляться без названия и номера;
- путевой лист грузового транспорта предъявлять можно в бумажном или электронном варианте в момент движения по маршруту, при приемке или получении груза;
- электронный путевой лист в 2024 году получил новые правила формирования в рамках требований ФНС, ответственности медработников и ответственного технического персонала;
- новый регламент требует не данные о владельце транспортного средства, а о том, кто оформляет бланк путевого листа;
- не требуется фиксировать данные об отчетных листах в журнале;
- урегулированы сведения, которые требуются предоставлять о типе перевозке и варианте перемещения.
Как правильно заполнять путевой лист
Путевой лист оформляет транспортная организация, на которую работает шофер. Водитель должен расписаться о приемке и сдаче транспортного средства, сделать записи о поездках. Заполнение осуществляется шариковой ручкой с темным цветом пасты без ошибок и помарок. Корректировки допустимо вносить с помощью корректора.
Работоспособность автомобиля должна быть проверена до начала перевозок и после завершения пути по маршруту. Состояние транспортного средства записывается в путевом листе шофером под личную подпись.
Водители, которые работают с пассажирами, перед тем как отправиться в рейс, проходят медицинский осмотр. Все мероприятия осуществляются до начала работы. Подробный список обязательных реквизитов для легкого автомобиля выглядит следующим образом:
- период действия документа;
- оформитель путевого листа, наименование организации, фамилия, имя и отчество сотрудника;
- данные об автомобиле;
- сведения о водителе;
- информация о типе поездки и варианте перемещения.
Дополнительные сведения о водителях
С 1 сентября 2023 года в состав сведений о водителе, указываемых в путевых листах, требуется включать СНИЛС водителя и информацию о его водительском удостоверении. Таким образом, в разделе данных путевого листа о водителе теперь нужно указывать (п. 6 Правил):
-
ФИО водителя (отчество указывают при наличии);
-
серию, номер и дату выдачи водительского удостоверения;
-
страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
-
дату (число, месяц, год), время (часы, минуты), результат проведения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинского осмотра.
Также новые правила устанавливают необходимость указания в путевых листах сведений о таксистах, которые не имеют статуса индивидуальных предпринимателей, но которым предоставлено право на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Сейчас такие таксисты наряду с организациями и ИП отнесены к категории лиц, оформляющих путевые листы. Соответственно, в сведениях о лице, оформившем путевой лист, такие таксисты теперь должны включать (п. 4 Правил):
-
свои ФИО (отчество указывают при наличии);
-
адрес регистрации по месту жительства;
-
номер телефона;
-
ИНН.
IV. Допуск водителя к работе без обязательного медосмотра
Инспекторов труда заинтересует допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров и обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), а также при наличии медицинских противопоказаний (ч. 1 ст. 23.12). За такое нарушение ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц и ИП в размере от 15 000 до 25 000 рублей; на юридических лиц – от 110 000 до 130 000 рублей.
При повторном нарушении такого рода, допущенном лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, штраф на должностных лиц вырастает до 30 000 – 40 000 рублей (нарушитель также может быть дисквалифицирован на срок от одного года до трех лет). ИП может быть оштрафован на такую же сумму; организация поплатится штрафом в размере от 100 000 до 200 000 рублей. Альтернативное наказание юрлица или ИП — административное приостановление судом деятельности на срок до девяноста суток (ч. 5 ст. 5.27.1, ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).
Повторным нарушением будет считаться деяние, совершенное в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию, т. е., в течение 1 года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за предыдущее аналогичное нарушение (пп. 2 ч. 1 ст. 4.3, ч. 1 ст. 4.6 КоАП РФ).
V. Нарушение порядка проведения обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медосмотров водителей
Статья 11.32 КоАП РФ предусматривает за нарушение установленного порядка проведения обязательных медосмотров водителей штраф для должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 рублей; для юридических лиц и ИП (с учетом примечания к статье) – в размере от 30 000 до 50 000 рублей.
Составить протокол об административном правонарушении, предусмотренном этой статьей, может орган Росздравнадзора (ст. 28.3 КоАП РФ, Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 323), а дело будет рассматривать судья (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). При этом субъекты нарушения – лица, проводящие медосмотры, т. е., медицинские организации, а также работодатели, в штате которых состоят медработники, занятые проведением указанных медосмотров.
Новые правила оформления путевых листов в 2021 году
- В пункте «Сведения о перевозке» нужно указать вид сообщения и вид перевозки, согласно ст. 4 и 5 Закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ. К примеру, вид сообщения – пригородное, междугородное, международное; вид перевозки – регулярные пассажирские, по заказам и другие.
- В сведениях о транспортном средстве нужно указать его марку (до этого заполняли только тип и модель).
- Показания одометра нужно вносить в путевой лист при выезде с парковки и при заезде на парковку (ранее полные километры пробега требовалось указать только при выезде с парковочного места).
- Добавилась отметка «Выпуск на линию разрешён», которая ставится ответственным должностным лицом после проверки технического состояния транспорта перед рейсом или сменой.
- Журнал путевых листов можно вести в электронном виде. При этом его нужно будет заверять усиленной квалифицированной электронной подписью и обеспечить возможность его печати.
Новые требования к формату
В новом году вступают в силу обновленные требования к формату путевых листов. Они были разработаны с целью упростить процесс оформления и обработки документов. Вот основные изменения, которые вас ожидают:
1. Формат файла
Теперь требуется использовать формат XML для оформления путевых листов. Такой выбор обусловлен его удобством и возможностью автоматической обработки данных.
2. Структура документа
Обновленные требования включают новую структуру документа. В ней определены основные поля, такие как дата начала и окончания поездки, марка и государственный регистрационный номер транспортного средства, а также данные о водителе.
3. Обязательные элементы
Теперь требуется включить в документ обязательные элементы, такие как идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) водителя и название организации, в которой работает водитель.
4. Простота заполнения
Новый формат позволяет заполнить путевой лист максимально просто и быстро. Все необходимые поля уже предопределены, поэтому вам просто нужно ввести соответствующие данные в указанные места.
Итак, будьте готовы к новым требованиям по формату путевых листов. Соблюдение этих требований позволит вам избежать проблем с оформлением и обработкой документов. Успехов вам в следующем году!
Сроки предоставления путевых листов
Новые требования по оформлению путевых листов, вступившие в силу в декабре 2024 года, предусматривают изменения в сроках предоставления данных документов.
Согласно обновленным правилам, путевые листы должны быть подготовлены и предоставлены в течение пяти рабочих дней после завершения поездки. Это означает, что водители теперь должны оперативно заполнять и сдавать путевые листы в установленные сроки.
Отсутствие своевременно заполненных путевых листов может повлечь за собой административные штрафы и проблемы с законодательством.
Для удобства водителей и бухгалтеров, требуется использование электронных систем для ведения и предоставления путевых листов. Это сократит время и упростит процесс заполнения и хранения документов.
Соблюдение сроков предоставления путевых листов — важная обязанность водителей, которая поможет избежать неблагоприятных последствий и обеспечит соблюдение требований законодательства.
Новые правила учета передвижений транспортных средств
С 1 января 2024 года вступают в силу новые требования к путевым листам, которые затрагивают способ учета и отчетности по передвижению транспортных средств. Эти изменения вносятся в целях обеспечения более полного и точного контроля за использованием транспорта.
Одним из основных нововведений является обязательность электронного учета передвижений транспортных средств. Теперь путевые листы должны быть заполнены в электронной форме и храниться в специальной базе данных. Это позволит автоматизировать процесс учета и снизить возможность фальсификации данных.
Кроме того, новые правила вводят обязательное использование спутниковой навигации для определения местонахождения транспортных средств в режиме реального времени. Это позволит более точно контролировать маршруты передвижения и предотвратить возможные сокрытия информации о фактическом использовании транспорта.
В случае нарушения требований новых правил, предусмотрены штрафные санкции, которые могут быть применены как к владельцам, так и к водителям транспортных средств. Поэтому владельцам советуется ознакомиться с новыми правилами своевременно и внести необходимые изменения в процесс учета передвижений транспорта.
Новые требования к учету передвижений транспортных средств являются частью общей стратегии по улучшению контроля и эффективности использования транспорта. Внедрение этих правил позволит более точно отслеживать использование транспортных средств и предотвращать недобросовестное поведение.
Важно отметить, что новые правила применяются ко всем видам транспорта, включая автомобили, грузовики, автобусы, мотоциклы и другие. Поэтому их исполнение является обязательным для всех владельцев транспортных средств.
Все владельцы транспортных средств с 1 января 2024 года должны быть готовы к внедрению новых правил и готовы к электронному учету передвижений своих транспортных средств.
Пример путевого листа легкового автомобиля после 01.03.2023
Ниже приведен пример заполнения путевого листа легкового автомобиля, который действует с 1 марта 2024 года:
Данные о водителе:
- ФИО водителя: Иванов Иван Иванович
- Водительское удостоверение №: XXXX777777
Данные о транспортном средстве:
- Марка и модель автомобиля: ВАЗ 2109
- Государственный регистрационный знак: А123ВС77
- Номер шасси автомобиля: XXXXXXXXXXXXXXXXX
Данные о начале и окончании поездки:
- Дата и время начала поездки: 01.03.2023 09:00
- Дата и время окончания поездки: 01.03.2023 17:00
Маршрут следования (с указанием километража):
- Место отправления: г. Москва, ул. Ленина, 10
- Место назначения: г. Санкт-Петербург, ул. Пушкина, 5
- Общий километраж: 700 км
Цель поездки:
Официальное служебное задание
Укрупненный маршрут:
- На Московской кольцевой автодороге следовать до съезда на трассу М10
- Далее на трассе М10 следовать в сторону Санкт-Петербурга
- По прибытии в г. Санкт-Петербург двигаться по указанному адресу
Путевой лист заполнен корректно согласно новым требованиям, введенным с 1 марта 2024 года. Все необходимые данные о водителе, транспортном средстве и поездке указаны. Путевой лист содержит информацию о маршруте и цели поездки. Водитель обязан иметь данный путевой лист при себе во время осуществления поездки и предоставить его по требованию контролирующих органов.
Правила оформления и ведения путевых листов
Путевые листы необходимы организациям для контроля за движением автотранспорта, расчета заработной платы водителям, фиксирования расхода ГСМ, начисления амортизации на автомобиль, учета общих затрат на транспорт. Кроме того, если водителя на служебном транспорте остановит для проверки документов инспектор ГИБДД, этот документ подтверждает:
Непосредственно перед выездом в путевом листе надо указать показания счетчика (только целые числа) и время их снятия. Далее следует вписать данные о том, какое горючее выдано, в каком количестве (если выдача топлива предусмотрена). Все данные подтверждаются подписью самого работника.
Заполнением этой формы в автотранспортных организациях занимаются диспетчеры, а в остальных компаниях — уполномоченный на выпуск автомобилей в рейс работник. Такие обязанности устанавливают приказом руководителя организации, поскольку тот, кто заполняет документ, несет ответственность за допущенные в нем ошибки. Иногда оформлением бумаг занимаются сами водители. Но по общему правилу водители обязаны заполнять только свою часть документа — записывать данные о пробеге автомобиля в соответствии с показателями приборов в машине.
В частности, как при выезде ТС из гаража, так и после его возвращения в гараж записи проверяют на соответствие показателей приборов в автомобиле, таким как датчик топлива, одометр и т. д. Техническое состояние ТС обязан завизировать уполномоченный сотрудник, например механик организации. Данные о предрейсовом медицинском осмотре обязательно заполняет медработник с указанием даты. Запись должна сообщать о том, что водитель «прошел предрейсовый медицинский осмотр и допущен к исполнению трудовых обязанностей». При необходимости ставится отметка о медосмотре после рейса.
Не всем организациям подходят унифицированные бланки, кроме того, они не для всех обязательны. Поэтому юрлицо (или ИП) вправе разработать собственный вариант, в котором учесть все обязательные реквизиты и необходимые показатели. Применение собственного измененного бланка указывают в учетной политике организации, как это определено в пункте 4 ПБУ 1/2008. Не стоит забывать, что к первичным документам строгой отчетности применяют и правила, регламентированные статьей 9 федерального закона №402-ФЗ от 06.12.2011 о бухгалтерском учете.