Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дорожный налог в 2024 году в Казахстане». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Житель Астаны, автовладелец с 11-летним стажем, Егор Серегин отмечает, что МРП – величина непостоянная. Но даже если учитывать автопарк в Казахстане, который представлен автомобилями в общей массе с объемом двигателя до 2 л, то, в целом, повышение МРП не так сильно сказывается на бюджете автовладельцев.
Пример расчёта налога за 2022 год для легкового авто (задачка в три действия)
Дано: вам необходимо уплатить налог на легковой автомобиль, с объёмом двигателя 2300 см³.
|
|
|
|
|
Ежегодные налоговые платежи на транспорт нельзя назвать завышенными
«К примеру, у меня автомобиль объемом двигателя 1,5 л и в этом году я заплачу налог в 6126 тенге. Между тем, эта сумма меньше, чем стоимость полной заправки моей машины АИ-92. То есть для казахстанцев, владеющих машинами с объемом двигателя до 2 л, транспортный налог не будет превышать 10 тыс. тенге. Если смотреть на автомобили с объемами двигателей больше 2 л, здесь налоги уже гораздо выше. Однако и они не являются неподъемной суммой. Но если, предположим, вы владеете автомобилем премиум-сегмента с объемом двигателя 4,7, то вы заплатите в этом году около 360 тыс. тенге. И это уже достаточно внушительная цифра. Но если вы покупаете подобную машину, то, разумеется, вы должны понимать, что расходы на более мощное авто будут больше».Автовладелец Егор Серегин
Другие опрошенные корреспондентом Zakon.kz автовладельцы с транспортными средствами объемом двигателя менее 3 л уверены в том, что ежегодные налоговые платежи на транспорт нельзя назвать завышенными. В особенности для тех, в чьей собственности автомобили средней и малой мощности.
«У меня малолитражка Daewoo Damas. За год я плачу не более 10 тыс. тенге. Думаю, подобная сумма по плечу каждому владельцу железного коня, конечно, если объем двигателя небольшой. Но даже для любителей огромных джипов и пикапов ежегодный налог на транспорт не является чем-то неподъемным, потому что градация автомобилей по мощности объема определена совершенно корректно. Меньше объем – меньше налог».Автовладелец и предприниматель Даулет Мухамеджан
В свою очередь автолюбитель и основатель автомобильного клуба «Mitsubishi club Astana» Дмитрий Попов тоже отмечает, что в Казахстане адекватные налоговые ставки, которые составляют лишь малую часть расходов семейного бюджета. Однако, по его словам, при расчете налога на транспорт в Казахстане необходимо учитывать еще и возраст транспорта.
«По моему субъективному мнению, в нашей стране невысокие налоговые ставки. В большинстве развитых стран при расчете транспортного налога главным параметром выступает экологичность автомобиля. Было бы хорошо, если в Казахстане тоже учитывали возраст. Ведь современные машины оборудованы катализаторами, которые снижают выброс CO². При этом считаю не нужной привязку налога к топливу. Объем двигателя, класс экологичности и, может быть, мощность двигателя. Мне кажется наиболее логичным, если эти характеристики авто будут взяты во внимание в первую очередь при расчете транспортного налога», – рассуждает Дмитрий Попов.
Он напомнил, что, к примеру, в Европе очень накладно владеть старой машиной из-за строгого техосмотра и налогообложения, учитывающего экологичность. Там легко можно получить запрет на эксплуатацию неисправного авто до приведения его в надлежащее техническое состояние. Тогда как в Казахстане зачастую для прохождения техосмотра можно даже не выходить из дома.
Есть ли прямая корреляция между налогом на транспорт и состоянием автопарка в Казахстане?
С одной стороны, государство предпринимает определенные меры, чтобы казахстанский рынок не заполонил откровенный автохлам. К примеру, сборы за первичную регистрацию автомобилей возрастом до трех лет составляют 50 МРП (около 153 тыс. тенге), 0,25 МРП – за машины, сошедшие с заводского конвейера менее двух лет назад. Однако для авто старше трех лет придется уплатить сразу 500 МРП. Сумма утильсбора варьируется от 230 тыс. до 1,8 млн тенге, в зависимости от объема двигателя.
С другой стороны, сегодня половина автопарка страны — автомобили старше 20 лет. То есть около 2 млн легковых машин – самое настоящее старье, которое в ближайшее время истлеет на казахстанской земле. Доля легковых автомобилей старше 10 лет составляет 70,6% от всего отечественного автопарка.
В заключение отметим, что ознакомиться с размером налога на транспорт и оплатить его можно с помощью различных онлайн-платформ государственных органов и банковских мобильных приложений.
Что надо знать владельцам ИП и компаний?
С этого года ни ипэшники, ни юридические лица больше не должны хранить пять лет кассовые и товарные чеки, сменные отчёты или книги учёта наличных денег. Нет необходимости и прикладывать подтверждающие документы из учётных регистров, если не согласны с нарушениями по результатам камерального контроля, если средняя степень риска.
Также из Налогового кодекса исключили требование о нотариальном засвидетельствовании копий документов, подтверждающих место нахождения налогоплательщика.
C 2024 года местные представительные органы смогут снизить ставку розничного налога. Сделать это нужно до 31 марта. Это позволит предпринимателям с начала года уменьшить ставку до 50 %.
Кроме того, в этом году представители компаний будут выплачивать обязательные пенсионные взносы работодателя (ОПВР) в ЕНПФ. В 2024 году юрлица будут отчислять 1,5 %, но к 2028 году процент вырастет до пяти. Деньги будут перечислять за работников, родившихся после 1 января 1975 года. А получать выплаты за счёт ОПВР будут те, кто выйдет на пенсию аж в 2038 году. Эти деньги условно накопительные и не являются собственностью работника, их не смогут наследовать и не смогут отдать в доверительное управление.
Наряду с электронным способом получения решения об ограничении выписки электронных счетов-фактур теперь налогоплательщики могут в особых случаях рассчитывать на почтовое отправление заказным письмом с уведомлением или под роспись.
Сводная таблица налога на транспорт РК
Объект налогообложения | Налоговая ставка (МРП) |
Легковые автомобили со следующей градацией по объему двигателя (куб. см): | |
до 1 100 включительно | 1 |
свыше 1 100 до 1 500 включительно | 2 |
свыше 1 500 до 2 000 включительно | 3 |
свыше 2 000 до 2 500 включительно | 6 |
свыше 2 500 до 3 000 включительно | 9 |
свыше 3 000 до 4 000 включительно | 15 |
свыше 4 000 | 117 |
Грузовые, специальные автомобили со следующей градацией по грузоподъемности (без учета прицепов): | |
до 1 тонны включительно | 3 |
свыше 1 тонны до 1,5 тонны включительно | 5 |
свыше 1,5 до 5 тонн включительно | 7 |
свыше 5 тонн | 9 |
Тракторы, самоходные сельскохозяйственные, мелиоративные и дорожно-строительные машины и механизмы, специальные машины повышенной проходимости и другие автотранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования | 3 |
Автобусы со следующей градацией по количеству посадочных мест: | |
до 12 посадочных мест включительно | 9 |
свыше 12 до 25 посадочных мест включительно | 14 |
свыше 25 посадочных мест | 20 |
Мотоциклы, мотороллеры, мотосани, маломерные суда со следующей градацией по мощности двигателя: | |
до 55 кВт (75 лошадиных сил) включительно | 1 |
свыше 55 кВт (75 лошадиных сил) | 10 |
Катера, суда, буксиры, баржи, яхты со следующей градацией по мощности двигателя (в лошадиных силах): | |
до 160 включительно | 6 |
свыше 160 до 500 включительно | 18 |
свыше 500 до 1 000 включительно | 32 |
свыше 1 000 | 55 |
Летательные аппараты | 4% от МРП с каждого киловатта мощности |
Железнодорожный тяговый подвижной состав, используемый: для вождения поездов любых категорий по магистральным путям; для производства маневровой работы на магистральных, станционных и подъездных путях узкой и (или) широкой колеи; на путях промышленного железнодорожного транспорта и не выходящий на магистральные и станционные пути |
1% от МРП с каждого киловатта общей мощности транспортного средства |
Моторвагонный подвижной состав, используемый для организации перевозок пассажиров по магистральным и станционным путям узкой и широкой колеи, а также транспортные средства городского рельсового транспорта | 1% от МРП с каждого киловатта общей мощности транспортного средства |
Налоговые ставки для легковых авто
Объем двигателя, куб. см |
Ставка в месячных расчетных показателях |
До 1 100 |
1 |
1 100 – 1 500 |
2 |
1 500 – 2 000 |
3 |
2 000 – 2 500 |
6 |
2 500 – 3 000 |
9 |
3 000 – 4 000 |
15 |
Свыше 4 000 |
117 |
Изменения в системе налогообложения
С 2024 года в Казахстане произойдут ряд значительных изменений в системе налогообложения транспорта. В рамках этих изменений будет внедрено новое налогообложение, которое предусматривает перераспределение налоговых бремен, а также использование инновационных стандартов и технологий.
Одно из ключевых изменений касается упрощения процесса уплаты налогов на транспорт. Сейчас водительские удостоверения и автобусные билеты используются как основные документы для оплаты налогов. Однако, с 2024 года планируется внедрение электронных систем оплаты налогов, которые будут связаны с банковскими счетами владельцев транспортных средств. Это существенно упростит процесс уплаты налогов и снизит риски возникновения ошибок или задержек в оплате.
Другое изменение связано с введением новых методов расчета налогов. Вместо текущей системы, основанной на категории транспортного средства и стоимости, в 2024 году будет использоваться система, основанная на объеме выбросов и использования топлива. Таким образом, владельцы экологически чистых транспортных средств будут стимулироваться к снижению выбросов, что способствует охране окружающей среды и экономии топлива.
Также в 2024 году планируется расширение льгот и снижение налоговых ставок для владельцев электромобилей и гибридных автомобилей. Это направлено на поощрение использования экологически чистых автомобилей, что в свою очередь снизит выбросы вредных веществ и будет способствовать более экологическому транспортному парку в стране.
В целом, изменения в системе налогообложения транспорта в 2024 году направлены на упрощение процесса уплаты налогов, стимулирование использования экологически чистого транспорта и внедрение современных технологий для обеспечения более эффективной работы налоговой системы. Это важный шаг к развитию устойчивой и экологически чистой транспортной системы в Казахстане.
Расчеты и формулы расчета налогов
Расчет налогов на транспорт в Республике Казахстан осуществляется на основе следующих формул:
Категория транспортного средства | Формула расчета налога |
---|---|
Легковые автомобили | Налог = (Мощность двигателя, л.с. * Коэффициент легковых автомобилей) * Коэффициент стажа владельца |
Грузовые автомобили | Налог = (Грузоподъемность, т * Коэффициент грузовых автомобилей) * Коэффициент стажа владельца |
Автобусы | Налог = (Количество посадочных мест * Коэффициент автобусов) * Коэффициент стажа владельца |
Мотоциклы | Налог = (Объем двигателя, см³ * Коэффициент мотоциклов) * Коэффициент стажа владельца |
Коэффициенты легковых автомобилей, грузовых автомобилей, автобусов и мотоциклов устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан и зависят от различных характеристик транспортного средства.
Коэффициент стажа владельца также учитывается в расчете налога на транспорт и зависит от продолжительности владения транспортным средством.
Последствия и перспективы
Введение новой системы налогообложения транспорта в Республике Казахстан имеет как положительные, так и негативные последствия. После внедрения изменений в налоговый кодекс возможно увеличение доходов бюджета и обеспечение финансовой устойчивости государства.
Однако, рост стоимости налогов на транспорт может иметь прямое влияние на бюджеты обычных граждан и предпринимателей. Увеличение налогов может привести к увеличению стоимости услуг пассажирского и грузового транспорта, что в конечном итоге отразится на росте цен на товары и услуги.
Важно отметить, что изменения в системе налогообложения транспорта могут также оказать воздействие на экономическую сферу. Высокие налоговые ставки на транспорт могут стать фактором, мешающим развитию и привлечению инвестиций в транспортную отрасль страны.
Вместе с тем, нововведения в системе налогообложения транспорта могут предоставить возможности для модернизации и улучшения инфраструктуры, что в свою очередь способствует развитию отрасли. Значительные доходы от налогов на транспорт могут быть направлены на строительство и обновление дорог, развитие общественного транспорта и улучшение логистики в стране.
Как правильно заполнить декларацию по налогу на транспорт в Казахстане в 2024 году?
Для того чтобы правильно заполнить декларацию по налогу на транспорт в Казахстане в 2024 году, следует выполнить несколько шагов:
- Соберите все необходимые документы:
- Паспорт владельца автомобиля или доверенность на заполнение декларации;
- Свидетельство о регистрации транспортного средства;
- Справка о стоимости автомобиля;
- Другие документы, если необходимо.
- Определите категорию вашего транспортного средства (легковой автомобиль, мотоцикл, грузовой автомобиль и т.д.);
- Узнайте базовую ставку налога согласно категории транспортного средства;
- Рассчитайте размер налога, учитывая возможные льготы или дополнительные платежи.
Особенности уплаты налога на электромобили
В Казахстане налог на электромобили имеет некоторые особенности, которые следует учесть при его уплате. Ниже перечислены основные правила и порядок оплаты данного налога:
- Налог на электромобили взимается ежегодно в размере определенного процента от стоимости транспортного средства.
- Размер налога зависит от мощности электромобиля и его пробега. Чем больше мощность и пробег автомобиля, тем выше будет сумма налога.
- Оплатить налог на электромобиль можно через электронную систему государственных платежей или в офисах налоговой службы.
- Срок уплаты налога на электромобиль составляет 15 дней с момента получения уведомления о необходимости его уплаты.
- В случае неуплаты налога в установленный срок, предусмотрены штрафные санкции, которые могут составить до 50% от суммы налога.
Уплата налога на электромобили является обязательной для всех владельцев электротранспорта в Казахстане. Соблюдение правил и своевременная уплата налога позволят избежать негативных последствий и штрафных санкций.
Налоговые ставки на легковые авто с объемом двигателя более 3000 куб.см, произведенных или ввезенных в Казахстан после 31 декабря 2013 года
Объем двигателя, куб.см |
Налоговая ставка в МРП |
От 3 000 до 3 200 включительно |
35 |
От 3 200 до 3 500 включительно |
46 |
От 3 500 до 4 000 включительно |
66 |
От 4 000 до 5 000 включительно |
130 |
От 5 500 |
200 |
За какие ТС нужно платить налог?
Согласно ст. 491 НК РК, облагаются налогом все ТС (кроме прицепов), зарегистрированные в Республике Казахстан. Исключение сделано только для:
- медицинских автомобилей;
- морских судов;
- карьерных самосвалов (грузоподъемностью свыше 40 тн.);
- специальных авто, которые вместо транспортного налога облагаются налогом на имущество.
Следовательно, уплачивать налог необходимо за:
- легковые и грузовые авто;
- мотоциклы;
- тракторы;
- автобусы;
- мотороллеры;
- мотосани;
- катера;
- яхты
- летательные аппараты.
Последствия и перспективы
Введение новой системы налогообложения транспорта в Республике Казахстан имеет как положительные, так и негативные последствия. После внедрения изменений в налоговый кодекс возможно увеличение доходов бюджета и обеспечение финансовой устойчивости государства.
Однако, рост стоимости налогов на транспорт может иметь прямое влияние на бюджеты обычных граждан и предпринимателей. Увеличение налогов может привести к увеличению стоимости услуг пассажирского и грузового транспорта, что в конечном итоге отразится на росте цен на товары и услуги.
Важно отметить, что изменения в системе налогообложения транспорта могут также оказать воздействие на экономическую сферу. Высокие налоговые ставки на транспорт могут стать фактором, мешающим развитию и привлечению инвестиций в транспортную отрасль страны.
Вместе с тем, нововведения в системе налогообложения транспорта могут предоставить возможности для модернизации и улучшения инфраструктуры, что в свою очередь способствует развитию отрасли. Значительные доходы от налогов на транспорт могут быть направлены на строительство и обновление дорог, развитие общественного транспорта и улучшение логистики в стране.