Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перевязочные средства на 105.31 или 105.36 в 2024 году бюджет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нормативные акты не требуют соблюдения обязательной «цифровой аналогии» в подборе аналитического счета учета материальных запасов и подстатьи КОСГУ. Безусловно, в ряде случаев прямое соответствие КОСГУ и аналитики счета 0 105 00 000будет выдерживаться. Прямая увязка с аналитическими счетами по учету матзапасов для кодов КОСГУ 341-346 применяется при условии отнесения на них материалов, целевое назначение которых соответствует этим подстатьям. Не забывайте также, что в качестве дополнительного инструмента для правильного определения нужной подстатьи для учета матзапасов является использование Классификатора ОК 034-2023 (КПЕС 2008).
Обратите внимание: два важных момента в аналитическом учете матзапасов
Недавно мы рассматривали критерии определения конкретной подстатьи КОСГУ для отражения поступления матзапасов. И если в отношении нюансов выбора нужного кода КОСГУ разъяснения Минфина России сняли большую часть вопросов, то в части бухгалтерского учета матзапасов на счетах аналитического учета счета 0 105 00 000 и порядка их списания в некоторых случаях вопросы у бухгалтеров еще остаются.
Отдельно отметим, что открытым остается вопрос о выборе аналитического счета для учета учета матзапасов, приобретаемых учреждением для осуществления выплат в натуральной форме. В частности, речь идет о молоке или других равноценных продуктах питания, выдаваемых работникам, занятым на работах с вредными условиями труда. Разъяснений по этому поводу Минфин России пока не давал. Покупка таких матзапасов не отражается по подстатьям кода 340 КОСГУ – для этого применяется подстатья 214. Приобретенное молоко до выдачи непосредственным получателям необходимо оприходовать в состав материальных запасов. Но, исходя из функционального назначения молока / иных равноценных продуктов, они не могут быть учтены в составе продуктов питания на счете 0 105 02 000, поскольку списание продуктов питания предусматривает оформление специальных первичных учетных документов, в частности Меню-требования на выдачу продуктов питания (форма 0504202). А в случае с молоком для сотрудников на «вредных» работах обязанности по оформлению меню-требования не возникает. Полагаем, в таком случае учетной политикой может быть предусмотрен учет молока / иных равноценных продуктов на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы». В таком случае учет молока для бесплатной выдачи работникам может быть организован с использованием следующих счетов бухгалтерского учета:
В остальных случаях подбирать счета аналитического учета нужно в соответствии с их назначением согласно Инструкции (утв. приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н). Аналогичный подход следует применять и в отношении матзапасов, приобретенных по подстатьям 347 и 349, для которых «цифровой аналогии» с аналитикой счета 0 105 00 000 вообще нет.
- на счете 0 302 14 000 «Расчеты по прочим несоциальным выплатам персоналу в натуральной форме» отражаются обязательства перед поставщиком молока;
- на счете 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» учитывается молоко по фактической стоимости.
В соответствии с п. 117 Инструкции N 157н и п. 21 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2023 N 162н, медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства и т.д. учитываются на счете 010531000 «Медикаменты и перевязочные средства — иное движимое имущество учреждения».
При этом лекарственные средства, закупаемые учреждением для обеспечения различных категорий граждан, следует учитывать на счете 105 06 «Прочие материальные запасы». Однако в соответствии с пунктом 118 Инструкции № 157н медикаменты следует учитывать на счете 105 01 «Медикаменты и перевязочные средства».
При утилизации либо ликвидации основных средств или иного имущества фактическая стоимость материальных запасов определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования.
Изменения в план счетов бухгалтерского учета
Приказом Минфина России от 07.05.2003 N 38н были внесены изменения в План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н. Действует настоящий Приказ начиная с бухгалтерской отчетности за 2003 г. Необходимость внесения изменений в План счетов вызвана прежде всего тем, что были приняты несколько Положений по бухгалтерскому учету:
ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские и технологические работы»;
ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»;
ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений».
Кроме того, разработаны Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные Приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н. Данные ПБУ и Методические указания предусматривают новые счета и субсчета, которых в Плане счетов не было.
С выходом ПБУ 17/02 в разд.I «Внеоборотные активы» Плана счетов введены новые субсчета: к счету 04 «Нематериальные активы» — «По видам нематериальных активов и по расходам на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», к счету 08 — субсчет 8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ». Те расходы, которые подлежат применению в производстве продукции или используются для управленческих нужд, списывают со счета 08 в дебет счета 04, субсчет «Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские и технологические работы», а затем равномерно списывают со счета 04 в дебет счетов учета затрат (счет 20 или 26).
Если же результаты работ по НИОКР невозможно использовать в производстве продукции или для управления (не дали результатов), то такие расходы списывают сразу с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».
В связи с изменением порядка учета расходов по НИОКР в разд.III «Затраты на производство» из счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» исключен субсчет «Научно-исследовательские и конструкторские подразделения».
Учет основных средств в бюджетных и автономных учреждениях
Отложенные налоговые активы должны найти отражение при получении не только прибыли, но и убытка. Ведь по правилам налогового учета убыток, полученный организацией в текущем году, переносится на будущее и учитывается при определении налога на прибыль в течение 10 лет. А значит, в течение этого срока организация должна вести аналитический учет и отражать по счетам бухгалтерского учета отложенные налоговые активы.
Продажа основных средств с убытком также ведет к образованию отложенного налогового актива. Ведь по правилам бухгалтерского учета такой убыток сразу учитывается при определении балансовой прибыли. А в налоговом учете убыток, полученный организацией от продажи основного средства, учитывается равномерно в течение недоамортизированного срока полезного использования основного средства.
Отражается отложенный налоговый актив на счетах бухгалтерского учета записью:
Дебет 09, Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль». По истечении времени при условии получения организацией прибыли отложенные налоговые активы списывают при помощи записи:
Дебет 68 «Расчеты по налогу на прибыль», Кредит 09 «Отложенные налоговые активы».
Группировка матзапасов в бюджете
Аналитический учет материальных запасов в казенном учреждении следует детализировать по субсчетам. Для этого в учетной политике организации предусмотрите группировку счета 105 по субсчетам. Допускается включить в рабочий план счетов учреждения следующие субсчета:
А вот автономные и бюджетные учреждения обязаны выделять особо ценное имущество. Группировка по субсчетам проходит в аналогичном порядке. Только для особо ценного имущества следует указывать группу счета 105 — 20. Например, товары, отнесенные к особо ценным, учитывайте на субсчете 0 105 28. Имущество бюджетного и автономного предприятия, не относящееся к особо ценному, фиксируйте в группе счета 105 — 30.
Списание материальных запасов: типовые проводки
По правилам из Приказа Минфина № 157н (Инструкция по бюджетному учету материальных запасов), отражать списание матзапасов нужно проводками:
Операция |
||
---|---|---|
Отражено списание МЗ, использованных в деятельности учреждения |
||
Отражено списание МЗ, выбывших при создании нефинансовых активов |
0 106 ХХ ХХХ |
|
Отражена безвозмездная передача подведомственному учреждению |
||
Отражена безвозмездная передача третьим лицам (кроме государственных и муниципальных) |
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок учета ртутных термометров и документальное оформление их списания учреждению следует определить в рамках формирования учетной политики.
Операции по списанию ртутных термометров отражаются в корреспонденции со счетом 0 401 20 272 «Расходование материальных запасов» или 0 109 00 272 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг в части расходования материальных запасов».
Обоснование вывода:
В рассматриваемой ситуации должностными лицами учреждения принято решение об учете ртутных термометров в качестве материальных запасов на счете 105 31. Согласно п. 118 Инструкции, утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — N 157н), на соответствующих аналитических счетах счета 105 00 «Материальные запасы», содержащих аналитические коды вида синтетического счета, учитываются следующие объекты материалов:
— 1 «Медикаменты и перевязочные средства» — медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства и т.д.
— 6 «Прочие материальные запасы», в том числе и материалы специального назначения, иные материальные запасы.
При этом конкретных указаний на вид объектов учета, к которому могут быть отнесены ртутные термометры, N 157н не содержит. Поэтому для принятия решения о порядке учета рассматриваемых материалов необходимо дать оценку возможности их отнесения к «медикаментам» («лекарственным средствам»), «перевязочным средствам», исходя из определений и перечней, приведенных в нормативно-правовых документах, регулирующих данную отрасль.
В частности, могут быть применены положения следующих документов:
— Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;
— п. 1 «Инструкции…», утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 N 747.
Соотнесение ртутных термометров с определениями и перечнями, содержащимися в обозначенных документах, указывает на то, что данные объекты не могут быть отнесены к медикаментам и перевязочным средствам. Поэтому в случае принятия решения об учете ртутных термометров в качестве материальных запасов их целесообразно учитывать в качестве материалов специального назначения на счете 105 06.
В то же время в целях сопоставимости информации, отражаемой в учете и отчетности различных субъектов учета, решение об отнесении конкретных видов материальных запасов к тому или иному виду объектов учета желательно принимать на уровне органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя. Если же соответствующие разъяснения (рекомендации) уполномоченных органов отсутствуют и по каким-либо причинам их невозможно получить, вопрос может быть урегулирован положениями учетной политики учреждения. При этом решение должностных лиц о порядке учета тех или иных материалов должно быть основано на их профессиональном суждении.
Вместе с тем при принятии к учету нефинансовых активов, приобретенных в рамках средств программы обязательного медицинского страхования, необходимо учитывать, предусмотрены ли затраты на приобретение конкретных объектов учета соответствующим тарифным соглашением. В рассматриваемой ситуации структура тарифа на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования Омской области на 2018 год указана в Приложении 23 к Тарифному соглашению в системе обязательного медицинского страхования Омской области на 2018 год от 22.12.2017.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации, утвержденной Минфина России от 01.07.2013 N 65н, операции, отражающие уменьшение финансового результата, связанное со списанием материальных запасов (израсходованных на нужды учреждения, естественной убыли, а также пришедших в негодность в результате их использования), отражаются с применением «Расходование материальных запасов» КОСГУ.
Соответственно, списание ртутных термометров, пришедших в негодность в результате их использования, отражается по дебету счета 0 401 20 272 «Расходование материальных запасов» в корреспонденции с кредитом счета 0 105 00 000 «Материальные запасы» (абз. 2 п. 37 Инструкции, утвержденной Минфина России от 16.12.2010 N 174н, далее — N 174н).
При этом если расходы, связанные с использованием материальных запасов в деятельности учреждения, формируют себестоимость готовой продукции (работ, услуг), то их списание отражается бухгалтерской записью по дебету счета 0 109 00 272 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг в части расходования материальных запасов » в корреспонденции с кредитом счета 0 105 00 000 «Материальные запасы» ( Инструкции N 174н).
В соответствии с Инструкции N 157н выбытие материальных запасов осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом, если иное не установлено й N 157н. Перечень форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых организациями государственного сектора, и Методические указания по их применению утверждены Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее — Указания N 52н).
Действующими нормативными актами по ведению бухгалтерского учета в учреждениях госсектора установлены лишь общие условия учета поступления, движения и списания материальных ценностей. Поэтому детально такие условия закрепляются в учетной политике учреждения. При определении в учетной политике порядка списания различных материальных запасов госучреждению желательно исходить прежде всего из того, насколько важно обеспечить контроль за сохранностью конкретной группы (вида) материальных ценностей, насколько они значимы. При этом следует понимать, что действующие в настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают четких границ между:
— потребляемыми и непотребляемыми материальными запасами;
— имуществом, подлежащим списанию прямым расходом при выдаче из мест хранения, и ценностями, которые могут списываться с баланса только после оформления дополнительных документов.
Учет предметов на балансе в течение всего времени эксплуатации позволит учреждению избежать претензий со стороны контролирующих органов. В то же время польза, извлекаемая из формируемой в бухгалтерском учете информации, должна быть сопоставима с затратами на ее подготовку.
Ртутные термометры, как правило, используются в течение длительного периода и могут быть отнесены к непотребляетмым материальным запасам. Сохранность таких активов целесообразно обеспечить путем их учета в разрезе ответственных лиц на протяжении всего времени использования в учреждении. Например, они могут выдаваться сотрудникам по Ведомостям (ф. 0504210) без списания с балансового учета.
Для оформления решения о списании ртутных термометров с балансового учета применяется Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230), далее — Акт (ф. 0504230). В частности, может осуществляться списание:
— пришедших в негодность, неисправных термометров;
— выбывших помимо воли учреждения (вследствие недостач, хищений; уничтожения при терактах; потерь при стихийных и иных бедствиях, опасных природных явлениях, катастрофах; иных действий).
Акт о списании (ф. 0504230) составляется комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов и утверждается руководителем учреждения.
Таблица соответствия Планов счетов бюджетного учета по учету материальных запасов, применяемых в 2010 и 2011 годах
План счетов 2010 г. | План счетов 2011 г. | |||
Инструкция N 148н | Инструкции N 157н и N 162н | |||
Наименование счета |
Номер счета | Номер счета | Номер счета | |
Материальные запасы |
0 105 00 000 | Материальные запасы |
0 105 00 000 | |
0 105 30 000 Материальные запасы — иное движимое имущество учреждения |
0 105 40 000 Материальные запасы — предметы лизинга |
|||
Медикаменты и перевязочные средства |
0 105 01 000 | Медикаменты и перевязочные средства |
0 105 31 000 | |
Продукты питания | 0 105 02 000 | Продукты питания | 0 105 32 000 | |
Горюче-смазочные материалы |
0 105 03 000 | Горюче-смазочные материалы |
0 105 33 000 | |
Строительные материалы |
0 105 04 000 | Строительные материалы |
0 105 34 000 | 0 105 44 000 |
Мягкий инвентарь | 0 105 05 000 | Мягкий инвентарь | 0 105 35 000 | |
Прочие материальные запасы |
0 105 06 000 | Прочие материальные запасы |
0 105 36 000 | 0 105 46 000 |
Материальные запасы (в части ценностей, предназначенных для реализации) |
0 105 01 000, 0 105 02 000, 0 105 05 000, 0 105 06 000 |
Товары | 0 105 38 000 | |
Аналога нет | Наценка на товары |
0 105 39 000 | ||
Готовая продукция |
0 105 07 000 | Готовая продукция |
0 105 37 000 |
Часто в медучреждении возникает ситуация, когда по одному из видов финансового обеспечения отсутствуют медикаменты и медицинские расходные материалы, а по другому виду финансового обеспечения они есть, и данные материальные запасы экстренно нужны пациентам. Причем совершение закупки по решению врачебной комиссии займет время, или необходимые препараты отсутствуют на территории региона, или даже на территории Российской Федерации. В таком случае нужные медикаменты или расходные материалы возможно временно позаимствовать. Процедуру заимствования необходимо проводить в рамках одного отчетного периода (месяц, квартал, полугодие, год).
Отметим, что основной целью бюджетного медицинского учреждения является оказание медицинской помощи населению. Исходя из изложенного все операции внутри учреждения относятся к необменным. Соответственно временное заимствование медикаментов и одноразовых медицинских изделий также относится к необменным операциям.
Следует отметить, что цена заимствованного товара является неизменной.
Отражение бухгалтерских операций по заимствованию медикаментов и медицинских изделий по иному источнику финансового обеспечения производится следующими записями.
1) Если цена заимствованного товара совпадает с ценой, по которой ее приобрели по иному источнику финансового обеспечения, для возмещения:
В зависимости от того, на какой источник заимствуем:
Дебет 0 105 00 340
«Увеличение стоимости материальных запасов»
Кредит 0 304 06 000
«Расчеты с прочими кредиторами»;
Дебет 2 304 06 000
«Расчеты с прочими кредиторами»
Кредит 2 105 000 00
«Материальные запасы».
В зависимости от того, из какого источника заимствовали:
Дебет 4 304 06 000
«Расчеты с прочими кредиторами»
Кредит 4 105 000 00
«Материальные запасы»;
Дебет 7 304 06 000
«Расчеты с прочими кредиторами»
Кредит 7 105 00 000
«Материальные запасы».
Возврат товара производится аналогичными проводками со сменой КФО на обратный.
2) Если цена приобретенного товара выше или ниже цены заимствованного товара.
ПРИМЕР
Медучреждение произвело заимствование одноразовых расходных материалов — катетера стоимостью 115 000 рублей — с КФО 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания» на КФО 7 «Средства ОМС» ввиду острой необходимости для спасения жизни пациента.
В целях соблюдения статьи 38 Бюджетного кодекса и недопущения нецелевого использования средств по источнику финансового обеспечения, по которому медикаменты и одноразовые изделия медицинского назначения были заимствованы, на имя руководителя медучреждения составляется служебная записка на приобретение заимствованных товаров.
После внесения изменения в план закупок с соответствующим отражением в плане-графике учреждение проводит торги и приобретает данный товар по цене 112 000 рублей за штуку. При возврате заимствованного товара в бухгалтерском учете делаются следующие записи:
Дебет 7 105 31 000
«Медикаменты и перевязочные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 7 304 06 000
«Расчеты с прочими кредиторами»
— отражено поступление товара на сумму 115 000 рублей;
Дебет 4 304 06 000
«Расчеты с прочими кредиторами»
Кредит 4 105 31 000
«Медикаменты и перевязочные средства — иное движимое имущество учреждения»
— отражено выбытие товара на сумму 115 000 рублей;
Дебет 7 105 31 000
«Медикаменты и перевязочные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 7 302 34 000
«Расчеты по приобретению материальных запасов»
— отражено поступление заимствованного товара на склад на сумму 112 000 рублей;
Дебет 7 302 34 000
«Расчеты по приобретению материальных запасов»
Кредит 7 201 11 000
«Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»
— оплата полученного товара на сумму 112 000 рублей;
Дебет 4 105 31 000
«Медикаменты и перевязочные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 4 304 06 000
«Расчеты с прочими кредиторами»
— отражен возврат товара по цене заимствования на сумму 115 000 рублей;
- Изменения, которые следует применять при ведении учета и формировании отчетности на 01.01.2021
- Изменения с 1 января 2021 года
17 октября 2020 года вступили в силу изменения в Единый план счетов и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н). Подробнее об этом см. здесь. Часть этих изменений применяется с 2020 г., часть – с 1 января 2021 г. Поменялась единая для всех организаций бюджетной сферы инструкция по применению плана счетов, это значит, что должны быть изменены и инструкции по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета.
9 декабря 2020 года в Минюсте России зарегистрирован приказ Минфина России от 28.10.2020 № 246н (далее – Приказ № 246н). Он вносит изменения в План счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н). Изменения в плане счетов бюджетного учета дублируют изменения, которые внесены в Единый план счетов, они также повлекли корректировки приложения к Инструкции № 162н.
Отдельного внимания требуют изменения в корреспонденциях счетов. Теперь в Инструкции № 162н закреплены ситуации, которые ранее не были урегулированы. Большую часть изменений нужно применять уже сейчас. Другие изменения вступят в силу с 1 января 2021 г.
С нового года в учете необходимо применять обновленные коды бюджетной классификации и принимать во внимание связанные с ними изменения:
- в порядке формирования КБК № 85н – новые КВР (246, 247, 614, 624, 635 и 816);
- действующий приказ № 207н для всех участников бюджетного процесса (и региональных, и местных) заменят новые перечни КБК № 99н;
- внесены поправки в порядок применения КОСГУ № 209н. Например, добавлена подстатья 139 КОСГУ, по которой отражаются доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма, профзаболеваний и т.д.
Поправки следует учесть при обновлении учетной политики на следующий год.
- Приказ Минфина России от 08.06.2020 N 98н
- Приказ Минфина России от 08.06.2020 N 99н
- Приказ Минфина России от 29.09.2020 N 222н
- Приказ Минфина России от 12.10.2020 N 236н
В 2021 году ряд отчетов в ФНС и ПФР необходимо сдавать по обновленным формам:
- 6-НДФЛ за I квартал — не позднее 30 апреля;
- РСВ за 2020 год не позже 1 февраля;
- декларацию по НДС за IV квартал 2020 года – не позже 25 января;
- декларацию по налогу на прибыль за 2020 год – до 29 марта включительно.
- Добавили новые балансовые счета:
- 106 50 «Вложения в объекты государственной (муниципальной) казны» (106 51–106 56);
- 106 90 «Вложения в имущество концедента» (106 91–106 95);
- 205 38 «Расчеты по доходам по выполненным этапам работ по договору строительного подряда»;
- 207 40 «Расчеты по прочим долговым требованиям»;
- 208 52 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
- 208 53 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям международным организациям»;
- 401 41 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году»;
- 401 49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года».
- Добавили новые забалансовые счета:
- 33 «Ценные бумаги по договорам репо»;
- 38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии»;
- 39 «Доходы от инвестиций на создание (реконструкцию) объекта концессии»;
- 45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда».
- Скорректировали наименования и правила учета на некоторых балансовых и забалансовых счетах:
- одновременно со списанием основных средств или нематериальных активов нужно списать убыток от обесценения, если его начисляли в учете;
- счет 105 01 переименовали — «Лекарственные препараты и медицинские материалы»;
- на счете 105 07 «Готовая продукция» нужно также учитывать биологическую продукцию;
- возврат межбюджетных трансфертов прошлых лет отражают на счете 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»;
- НФА, которые не соответствуют критериям актива, нужно учитывать за балансом на счете 02 в условной оценке один объект — один рубль;
- за балансом на счете 07 призы и подарки учитывают с момента приобретения (если их не принимают на склад) или выдачи со склада до вручения;
- на счете 27 отражают в том числе основные средства, которые нужны сотрудникам для исполнения служебных обязанностей.
- Установили, что при завершении года не нужно обнулять счета с остатками по подстатьям КОСГУ 560/660 и 730/830.
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Таблица соответствия КВР и КОСГУ на 2021 год 1.2 МБ
- Дайджест № 56: решаем практические вопросы
- Дайджест № 55: приняты поправки к налоговому кодексу
- Дайджест № 54: новости для тех, кто на УСН
- Дайджест № 53: разъяснения по НДС и новая декларация по налогу на имущество
- Новые формы первичных документов и регистров: изменения в Приказе № 52н
- Дайджест № 52. Перешли с ЕНВД на УСН? Переведите на «упрощенку» все расчеты и обязательства
В план счетов введут новые аналитические коды для учета нематериальных активов: N, R, I, D по счетам 102 00, 104 00, 106 00, 114 00. Для прав пользования нематериальными активами предусмотрят отдельную группу «60» по счетам 104 00, 106 00, 114 000, 111 00.
Исправление прошлогодних ошибок, которые нашли контроллеры, нужно будет отображать с использованием новых счетов и аналитических кодов по счетам 304 06, 401 10 и 401 20. Для учета вложений в имущество казны предусмотрели счет 106 50.
Органы и учреждения, которые передали полномочия ведения бюджетного учета по решению высшего исполнительного органа или местной администрации, будут применять новые формы электронной первички. Среди них: решении о командировании на территории РФ, решение о командировании на территорию иностранного государства, заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема и пр.
Кроме того, для таких органов и учреждений предусмотрели новые формы журнала регистрации ПКО и РКО и ведомости дополнительных доходов физлиц, облагаемых НДФЛ и страховыми взносами.
Все, кто передал ведение учета централизованной бухгалтерии по другим причинам, могут использовать новые формы по собственному усмотрению.
В порядке формирования КБК № 85н появились новые коды видов расходов. Также утверждены новые перечни КБК № 99н, которые заменяют действующий приказ № 207н.
В порядок применения КОСГУ № 209н внесли поправки. Доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний, а также санаторно-курортное лечение теперь отражают по подстать 139 КОСГУ. При учете затрат на покупку прав пользования НМА по-прежнему нужно применять подстатью 226 КОСГУ. Есть и другие новшества.
С 1 января 2021 года все расчеты по лицевым счетам, которые открыты в Казначействе и финансовых органах, будут проходить через казначейство. Счета финорганов в ЦБ РФ закроют.
У Казначейства будет единый казначейский счет № 401 02, к нему Казначейству и финорганам откроют несколько казначейских счетов, отличающихся по видам средств и операциям. К ним будут открывать лицевые счета бюджетных и автономных учреждений, ПБС, администраторов доходов и пр.
Казначейство самостоятельно будет проводить операции между лицевыми счетами, без оформления платежных поручений. Однако через ЦБ пройдут расчеты с организациями, у которых таких лицевых счетов нет.
При ведении бюджетного и бухгалтерского учета организациям госсектора придется дополнительно к ранее введенным применять следующие ФСБУ:
- «Запасы»;
- «Концессионные соглашения»;
- «Долгосрочные договоры»;
- «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах»;
- «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности».
Стандарты применяйте в учете с 01.01.2020, а в отчетности — начиная с отчетности 2021 года. Кроме того, с отчетности 2021 года применяются положения ФСБУ «Отчет о движении денежных средств», которые касаются отражения информации о производных финансовых инструментах.
В КОСГУ в счет 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» были добавлены новые подстатьи, а потому вводятся и новые счета:
Счет | Подстатья КОСГУ |
0 206 96 000 «Расчеты по авансам по оплате иных расходов» | 296 (с 1 января 2021 года) |
0 206 27 000 «Расчеты по авансам по страхованию» | 227 (с 1 января 2021 года) |
0 206 28 000 «Расчеты по авансам по услугам, работам для целей капитальных вложений» | 228 (с 1 января 2021 года) |
0 206 29 000 «Расчеты по авансам по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами» | 229 (с 1 января 2021 года) |
Важно!
С 1 января 2021 года в подстатье 291 «Налоги, пошлины и сборы» КОСГУ должны быть отражены затраты на уплату налогов (которые можно включать в состав расходов), государственные пошлины и сборы, различные платежи в бюджеты всех уровней. Счет 208 91 000 называется сейчас «Расчеты с подотчетными лицами по оплате пошлин и сборов».
Основные средства в бюджетном учете — 2018-2019: вводная информация и изменения
В соответствии с п. 21 приказа № 157н понятие «бюджетный учет основных средств» применяется только к определенным государственным организациям. Например, казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Помимо единого плана счетов, в бюджетном учете должен применяться специальный план счетов (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н).
Остальные госучреждения, ведя бухгалтерский и налоговый учет ОС в 2018-2019 годах, кроме единого плана счетов, используют планы счетов, утвержденные приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н или от 23.12.2010 № 183н (в зависимости от вида организации) и другие нормативные акты.
О нормативных документах, регулирующих бухучет в бюджетных структурах, читайте .
В данной статье мы будем ссылаться на приказы № 157н и 162н как на основу бюджетного учета. Однако этот материал может быть полезен и прочим бюджетным структурам, поскольку раскрывает общие принципы бухгалтерского учета ОС с 2016 года, а особенно логику составления проводок.
Одним из основных критериев признания ОС является срок службы имущества, а именно интервал, превышающий 12 месяцев. Помимо этого, объект должен использоваться для осуществления деятельности учреждения постоянно или многократно. Также особенностью является то, что ОС не находятся в собственности учреждения, а оперативно управляются.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В состав основных средств не входят объекты, отнесенные согласно п. 99 приказа № 157н к материальным запасам. Например, орудия лова, бензомоторные пилы и т. д.
Срок эксплуатации можно определить согласно классификатору ОС, утвержденному постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, по максимальной границе для групп 1-9. А для ОС со сроком эксплуатации более 30 лет применяются нормы из постановления Совета министров СССР от 22.10.1990 № 1072. СПИ может пересматриваться при модернизации.
Каждому инвентарному объекту как единице учета основных средств должен быть присвоен номер. И на каждый объект заводится инвентарная карточка, за исключением предметов, стоящих менее 3 000 руб., и библиотечных объектов.
Для учета основных средств предусмотрен синтетический счет 010100000 «Основные средства». Номер счета бюджетного учета состоит из 26 цифр, и только 18-26 разряды используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида ОС, а также сути их движения в номере счета меняется код в 22-26 разряде.
Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к плану счетов (приказ № 157н), в таблице плана счетов бюджетного учета и в п. 2 инструкции к нему (приказ № 162н).
Номер разряда счета |
||||
Финансовое обеспечение |
Объект учета |
Группа объекта учета |
Вид объекта учета |
Вид поступлений, выбытий объекта учета |
Пример: счет 110118310 «Увеличение стоимости прочих основных средств — недвижимого имущества учреждения» |
||||
1 — за счет средств бюджета |
101 —основные средства |
1 —недвижимое имущество |
8 — прочие основные средства |
310 — увеличение стоимости ОС |
Госучреждения начисляют амортизацию ОС линейно в течение срока их службы. Также действует правило ежемесячных начислений в размере 1/12 годовой суммы. Амортизационные начисления начинают отражать в месяце, следующем за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.
О практическом применении линейного метода читайте в статье «Линейный метод начисления амортизации основных средств (пример, формула)» .
По указанным ниже видам ОС амортизация отражается в 100%-ном размере при принятии к учету:
- недвижимого имущества не дороже 40 000 руб.;
- библиотечных объектов не дороже 40 000 руб.;
- иных объектов движимого имущества от 3 000 до 40 000 руб.
По объектам движимого имущества не дороже 3 000 руб. (кроме библиотечных объектов) амортизация не начисляется.
Амортизация отражается на синтетическом счете 010400000 «Амортизация».
Для записи проводок по амортизационным отчислениям предназначены аналитические счета, оканчивающиеся на 410, которые используются в следующей транзакции: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271, 010990271) Кт 010400000 «Амортизация» (010411410-010413410, 010415410, 010418410, 010431410-010438410).
Критерии признания основных средств
Понятия основных средств, определенные СГС «Основные средства» и Инструкцией № 157н, различаются. Сравним их.
К основным средствам, учитываемым на соответствующих аналитических счетах счета 0 101 00 000, относятся |
|
в соответствии с СГС «Основные средства» |
в соответствии с Инструкцией № 157н |
Материальные ценности независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования ) в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета, являющиеся активами в соответствии с критериями, установленными СГС «Концептуальные основы»* |
Материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг). Причем лизинговое имущество учитывается учреждением в составе основных средств, только если указанное учреждение по условиям договора лизинга является балансодержателем такого имущества |
* Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.
Сравнив два понятия, стоит отметить, что, в отличие от правил бухгалтерского учета, установленных Инструкцией № 157н, помимо объектов имущества, правообладателем которых является учреждение на праве оперативного управления, стандартом предусмотрено включать также в состав объектов основных средств объекты имущества, находящиеся у учреждения в соответствии с договорами лизинга (вне зависимости от договорных условий, определяющих балансодержателя объекта лизинга), и объекты имущества, находящиеся на правах возмездного (безвозмездного) пользования в рамках отношений по неоперационной (финансовой) аренде.
С учетом изложенного при переходе на применение СГС «Основные средства» в 2018 году учреждениям необходимо выявить объекты бухгалтерского учета, подлежащие согласно стандарту отражению в бухгалтерском учете на соответствующих балансовых счетах, ранее не признававшиеся в составе основных средств и (или) отражавшиеся на забалансовом учете (далее – объекты основных средств, признаваемые при первом применении стандарта).
Списание материальных запасов: типовые проводки
Выбор следует закрепить в учетной политике. Это необходимо для обеспечения контроля над имущественными ценностями учреждений бюджетной сферы.
Аналитический учет материальных запасов в казенном учреждении следует детализировать по субсчетам. Для этого в учетной политике организации предусмотрите группировку счета 105 по субсчетам.
Изменения, внесённые в Инструкцию № 157н, уточняют порядок формирования разрядов 5 – 14 номеров счетов бюджетных и автономных учреждений (п. 21.2 Инструкции № 157н). Как и прежде, в разрядах 5 – 14 ставятся нули, если иное не предусмотрено требованиями целевого назначения активов, обязательств, иных объектов бухгалтерского учёта.
Счета 401 41, 401 49 применяются в соответствии с учётной политикой и требованиями по раскрытию взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании консолидированной отчётности (п. 301 Инструкции № 157н).
Также, как и раньше, в 2020 — 2021 годах нужно использовать бюджетные планы счетов: единый (утв. приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н) и частные (в т.ч. приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н).
Таким образом, учреждениям, которые исполняют полномочия по обеспечению граждан и организаций, нужно проверить порядок учета всех предназначенных для этого материальных ценностей и при необходимости перевести их на баланс.
На счетах 0 105 44 000 «Строительные материалы – предметы лизинга», 0 105 46 000 «Прочие материальные запасы предметы лизинга» учитываются объекты, поименованные на подобных счетах по учету иного движимого имущества учреждения (счета 0 105 34 000, 0 105 36 000), взятые в лизинг.
Согласно п. 11.4 Порядка 209н статья 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ детализирована подстатьями 341-349 КОСГУ, отражающими увеличение стоимости материальных запасов по объектам. Как всегда, мы постараемся ответить на вопрос «Счет 10536 Косгу 341 Что Относится 2021». А еще Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте не выходя из дома.
Таким образом, учреждениям, которые исполняют полномочия по обеспечению граждан и организаций, нужно проверить порядок учета всех предназначенных для этого материальных ценностей и при необходимости перевести их на баланс.
На счетах 0 105 44 000 «Строительные материалы – предметы лизинга», 0 105 46 000 «Прочие материальные запасы предметы лизинга» учитываются объекты, поименованные на подобных счетах по учету иного движимого имущества учреждения (счета 0 105 34 000, 0 105 36 000), взятые в лизинг.
Поступление материальных запасов: типовые проводки
Вариант поступления материальных запасов в бюджетных учреждениях напрямую влияет на порядок составления бухгалтерских операций. Рассмотрим актуальные примеры.
Операция |
Дебет |
Кредит |
---|---|---|
Приобретение за плату |
||
Приняты к учету |
0 105 ХХ 340 |
0 302 34 730 |
Произведена оплата поставщику |
0 302 34 830 |
0 201 11 610 Оборот по забалансовому счету 18 |
Безвозмездное получение |
||
МЗ приняты к учету от головного учреждения |
0 105 ХХ 340 |
0 304 04 340 |
МЗ закреплены за организацией на праве оперативного управления |
0 105 ХХ 340 |
0 401 10 194 |
Изготовление готовой продукции |
||
Готовая продукция принята к учету по плановой себестоимости |
0 105 Х7 340 |
0 109 60 2ХХ |
Учет поступления материалов
Материалы приходуются учреждениями по фактической стоимости, в которую входит:
- стоимость, уплачиваемая поставщику;
- суммы за сопутствующие услуги;
- таможенные пошлины;
- другие расходы, связанные с покупкой материалов.
Для отражения поступлений выделены отдельные аналитические счета «Материальные запасы», в разрядах 24-26 которых используется код 340 для каждого вида материалов: 010521340 — 010526340, 010531340 — 010536340, 010538340 (см. приказ № 174н).
БУ может закупать материалы самостоятельно или через головное учреждение (при недостаточности полномочий). Основные проводки по поступлению материалов смотрите в таблице ниже, другие транзакции можно найти в п. 34 Инструкции к плану счетов (приказ № 174н).
Проводка |
Описание проводки |
Кт 030234730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов», 020834660 «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материальных запасов» |
Покупка материалов |
Дт 010500000 «Материальные запасы» (010521340 — 010526340, 010531340 — 010536340, 010538340) Кт 030404340 «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов» |
Передача материалов от вышестоящего учреждения |
Дт 010500000 «Материальные запасы» (010521340 — 010526340, 010531340 — 010536340, 010538340) Кт 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» (010624340, 010634340) |
Самостоятельное производство материалов, покупка по ряду договоров (стоимость материалов, транспортные затраты, консультационные услуги и т. д.) |
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством