Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на машину Казахстан в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Помимо официального сайта KGD.GOV есть и другие приложения, с помощью которых легко узнать сумму задолженности. Скачайте мобильное приложение E-Salyq Azamat. Перейдите в раздел «Налоговый кошелек» из личного кабинета. Подходит в том случае, если вы знаете сумму оплаты. Чтобы войти в приложение номер телефона должен быть зарегистрирован в базе по ИНН. Эта мера необходима для безопасности данных.
Пример расчёта налога за 2022 год для легкового авто (задачка в три действия)
Дано: вам необходимо уплатить налог на легковой автомобиль, с объёмом двигателя 2300 см³.
|
|
|
|
|
Как проверить размер налога? Принцип простой. Для легковушек с объемом мотора свыше 1,5 л сбор будет соответствовать установленному нижнему показателю. Далее добавляется по 7 тенге за см3, превышающий минимальный лимит.
Рассчитаем сумму сбора для условной машины с мотором 2,4 л. Ставка налога для авто с мотором от 2 до 2,5 л — 6 МРП (то есть, за 2022-й это 18,378 тыс. тенге). Объем в нашем примере на 400 см3 выше лимита. Следовательно, нужно добавить к ставке 2,8 тыс. тенге. Общий размер сбора за 2022-й составляет 21,178 тыс. тенге. Для точного расчета налога лучше использовать специальный калькулятор: ввести данные и мгновенно получить результат.
Внушительные суммы налогов — не проблема для людей, которые правильно инвестируют средства и зарабатывают на этом. Успешно работать с вложениями поможет лицензированный брокер «Халык Инвест».
Плюсы и минусы «пригона» авто из Казахстана
На самом деле, в 2024 году покупка машины в Казахстане для гражданина России продолжает готовить массу не всегда приятных сюрпризов. С ними преимущественно сталкиваются те, кто решает лично отправиться за машиной:
- Конвертация российских рублей в тенге. Пытаясь сделать это через коммерческие банки, можно столкнуться с курсами, вдвое ниже официальных. И это сразу же делает покупку машины мероприятием крайне невыгодным. Как вариант – снятие тенге в банкоматах, принимающих карты платежной системы МИР, но такой обмен удается совершить не во всех казахских банках, да и курсы конвертации от учреждения к учреждению тоже могут значительно отличаться.
- Новой проблемой в 2024 году может стать продолжающаяся санкционная политика в отношении России. Многие автосалоны Казахстана начинают перестраховываться и отказываются даже от опосредованного сотрудничества с российскими покупателями. От этого приходится несладко, прежде всего, «серым» дилерам, сталкивающимся с дополнительными издержками. Эти расходы, в свою очередь, отражаются на цене «пригона» машины в РФ, т. е. ложатся на плечи конечного покупателя.
- Среди минусов покупки авто в Казахстане можно назвать и отсутствие гарантийного обслуживания. Это касается новых автомобилей, для которых бесплатные сервисные работы на территории РФ оказываются просто недоступными. Причина – согласно пункту договора-купли продажи, при смене юрисдикции производитель никакой ответственности за состояние автомобиля не несет.
В противовес этим минусам фактически ставится лишь одно преимущество – доступ к широкой номенклатуре марок и моделей легковых автомобилей – европейских, китайских, корейских, американских, японских и др. Здесь же и собственная промышленность в виде сборочных площадок, выпускающих автомобили Kia, Hyundai, Chevrolet и JAC.
Несмотря на местами очень большие наценки, в Казахстане россияне достаточно легко могут найти любую нужную иномарку – новую или с пробегом, в том числе привезенную из-за океана; а если повезет, то и серьезно сэкономить на такой покупке.
Кроме того, решение части проблем, связанных с банковскими курсами обмена валюты или казахскими автосалонами, всегда можно переложить на «перегонщиков», явно разбирающихся в этих вопросах лучше любого рядового покупателя.
Налоговые ставки на легковые авто с объемом двигателя более 3000 куб.см, произведенных или ввезенных в Казахстан после 31 декабря 2013 года
Объем двигателя, куб.см |
Налоговая ставка в МРП |
От 3 000 до 3 200 включительно |
35 |
От 3 200 до 3 500 включительно |
46 |
От 3 500 до 4 000 включительно |
66 |
От 4 000 до 5 000 включительно |
130 |
От 5 500 |
200 |
Налоговый период в Казахстане – что это?
Ст. 217 НК РК установлено, что если физическое лицо в течение любых 12 месяцев (скользящий отрезок) провело в РК суммарно 183 дня, которые при разрывах пребывания в РК подсчитываются простым математическим сложением, включая дни приезда и отъезда, то такое физическое лицо признается налоговым резидентом РК для текущего налогового периода, в котором накопились тем самые 183 дня пребывания в РК.
Налоговым периодом, при исчислении налоговыми агентами (работодателями, банками, брокерами) индивидуального подоходного налога (ИПН) с доходов, подлежащих налогообложению у источника выплаты, является календарный месяц (ст. 354 НК РК).
Налоговым агентом, будет применяться скользящий 12-месячный период, так как налоговый агент должен определять налоговый статус физического лица, на каждую дату выплаты ему дохода, суммарно подчитывая 183 дня присутствия в РК, по крайней мере до получения работником документа подтверждающего налоговый статус в РК, что позволит работодателю быть в безопасности и применять налоговые вычеты без ограничений.
Если физическое лицо самостоятельно декларирует и исчисляет индивидуальный подоходный налог (ИПН) с доходов которые получены в РК и за пределами РК, то налоговым периодом для исчисления ИПН является календарный год (ст. 361 НК РК), то есть с 01 января по 31 декабря, в общем-то как в РФ.
Другими словами, если физическое лицо приехало в РК осенью 2022 г. при этом не обращалось с заявлением о выдаче РПП (ВНЖ), то такое физическое лицо, для целей самостоятельного декларирования ИПН в РК по истечении 183 дней пребывания в РК, весной 2023 г., будет признано налоговым резидентом РК на весь 2023 г. (текущий налоговый период), если проведет в РК с 01 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г. + 183 дня.
Что касается трудовых отношений или гражданско-правовых отношений с налоговыми агентами РК, то пониженные ставки ИПН и возможность налоговых вычетов появится только с весны 2023 г. когда истекут те самые 183 дня пребывания нерезидента в РК, до этого момента доходы будут облагаться ИПН без вычетов.
Общеустановленный режим налогообложения (ОУР) в Казахстане
Общеустановленный режим налогообложения (ОУР) является базовым налоговым режимом на который попадают все ИП / ТОО после первичной регистрации, а также в случаях добровольного прекращения применения СНР, например при превышении оборота или при не соответствии условиям применения режима, в том числе в случаях выявления нарушений применения СНР налоговыми органами РК.
Объектом обложения ИП / ТОО на ОУР является разница между доходами и расходами, при этом отсутствуют ограничения по оборотам, сотрудникам и видам деятельности как на СНР. Налоговый период на ОУР календарный год, но есть и ежеквартальная отчетность.
Налогоплательщик применяющий ОУР имеет выбор, встать на учет по НДС или не вставать до достижения определенного лимита по оборотам 20 000 МРП (69 000 000 ₸/ год.), аналогично режиму СНР, так как НДС прямо не привязан к режиму налогообложения в Казахстане.
Что надо знать владельцам ИП и компаний?
С этого года ни ипэшники, ни юридические лица больше не должны хранить пять лет кассовые и товарные чеки, сменные отчёты или книги учёта наличных денег. Нет необходимости и прикладывать подтверждающие документы из учётных регистров, если не согласны с нарушениями по результатам камерального контроля, если средняя степень риска.
Также из Налогового кодекса исключили требование о нотариальном засвидетельствовании копий документов, подтверждающих место нахождения налогоплательщика.
C 2024 года местные представительные органы смогут снизить ставку розничного налога. Сделать это нужно до 31 марта. Это позволит предпринимателям с начала года уменьшить ставку до 50 %.
Кроме того, в этом году представители компаний будут выплачивать обязательные пенсионные взносы работодателя (ОПВР) в ЕНПФ. В 2024 году юрлица будут отчислять 1,5 %, но к 2028 году процент вырастет до пяти. Деньги будут перечислять за работников, родившихся после 1 января 1975 года. А получать выплаты за счёт ОПВР будут те, кто выйдет на пенсию аж в 2038 году. Эти деньги условно накопительные и не являются собственностью работника, их не смогут наследовать и не смогут отдать в доверительное управление.
Наряду с электронным способом получения решения об ограничении выписки электронных счетов-фактур теперь налогоплательщики могут в особых случаях рассчитывать на почтовое отправление заказным письмом с уведомлением или под роспись.
Есть ли прямая корреляция между налогом на транспорт и состоянием автопарка в Казахстане?
С одной стороны, государство предпринимает определенные меры, чтобы казахстанский рынок не заполонил откровенный автохлам. К примеру, сборы за первичную регистрацию автомобилей возрастом до трех лет составляют 50 МРП (около 153 тыс. тенге), 0,25 МРП – за машины, сошедшие с заводского конвейера менее двух лет назад. Однако для авто старше трех лет придется уплатить сразу 500 МРП. Сумма утильсбора варьируется от 230 тыс. до 1,8 млн тенге, в зависимости от объема двигателя.
С другой стороны, сегодня половина автопарка страны — автомобили старше 20 лет. То есть около 2 млн легковых машин – самое настоящее старье, которое в ближайшее время истлеет на казахстанской земле. Доля легковых автомобилей старше 10 лет составляет 70,6% от всего отечественного автопарка.
В заключение отметим, что ознакомиться с размером налога на транспорт и оплатить его можно с помощью различных онлайн-платформ государственных органов и банковских мобильных приложений.
Изменения в системе налогообложения
В 2024 году в Казахстане планируются изменения в системе налогообложения автомобилей. Власти страны рассматривают введение нового налога на автотранспорт, который будет учитывать экологическую составляющую и принимать во внимание уровень выбросов загрязняющих веществ.
В рамках изменений планируется внедрение трехкомпонентной структуры налога. Первая составляющая будет зависеть от мощности двигателя и объема автомобиля. Чем больше мощность и объем, тем выше будет налоговая ставка. Вторая составляющая будет учитывать возраст автомобиля. Чем старше автомобиль, тем больше будет налог. Третья составляющая будет зависеть от экологического класса автомобиля и уровня выбросов.
Экологический класс автомобиля будет определяться на основе его соответствия нормам по выбросам вредных веществ в атмосферу. В соответствии с международными стандартами, автомобили могут быть классифицированы как экологические, если их выбросы соответствуют определенным нормам. Такие автомобили будут платить налог сниженной ставкой, в то время как автомобили, не соответствующие экологическим стандартам, будут облагаться налогом повышенной ставкой.
- Основными преимуществами такой системы налогообложения являются:
- стимулирование покупки экологически чистых автомобилей;
- сокращение выбросов вредных веществ и снижение экологической нагрузки;
- создание условий для развития рынка электромобилей и других экологически чистых транспортных средств.
Упрощенная система налогообложения для маломощных автомобилей
В 2024 году в Казахстане будет введена упрощенная система налогообложения для маломощных автомобилей. Эта система предназначена для облегчения налогового бремени на владельцев таких автомобилей и популяризации их использования.
Согласно новым правилам, маломощными автомобилями будут считаться автомобили с объемом двигателя до 1,6 литра и мощностью до 120 лошадиных сил. Для таких автомобилей будет установлен фиксированный налоговый тариф, который будет значительно ниже, чем для автомобилей с более мощными двигателями.
Преимущества упрощенной системы налогообложения для маломощных автомобилей:
- Снижение налоговой нагрузки на владельцев маломощных автомобилей;
- Повышение доступности небольших автомобилей для широкой аудитории потребителей;
- Стимулирование покупки экологически более чистых автомобилей с меньшим объемом выбросов;
- Популяризация использования маломощных автомобилей в качестве транспортного средства для повседневных поездок.
В рамках упрощенной системы налогообложения для маломощных автомобилей, владельцам таких автомобилей также будут предоставлены определенные льготы и преимущества, такие как снижение стоимости технического осмотра и страхования.
Суммы налога на легковые автомобили и мотоциклы
Налог на легковые автомобили и мотоциклы в Казахстане варьируется в зависимости от различных факторов, включая тип транспортного средства, его возраст и рабочий объем двигателя.
Согласно новым правилам, введенным с 2024 года, суммы налога на легковые автомобили и мотоциклы будут определяться следующим образом:
- Для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя до 3000 кубических сантиметров ставка составит 1,5% от стоимости автомобиля, но не менее 10 000 тенге.
- Для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя свыше 3000 кубических сантиметров ставка составит 3% от стоимости автомобиля, но не менее 20 000 тенге.
- Для мотоциклов ставка налога составит 1% от стоимости мотоцикла, но не менее 5 000 тенге.
Таким образом, владельцы легковых автомобилей и мотоциклов в Казахстане будут обязаны выплачивать налог в зависимости от спецификаций своего транспортного средства. Суммы налога будут использоваться для развития транспортной инфраструктуры и поддержки дорожной безопасности в стране.
Расчеты и формулы расчета налогов
Расчет налогов на транспорт в Республике Казахстан осуществляется на основе следующих формул:
Категория транспортного средства | Формула расчета налога |
---|---|
Легковые автомобили | Налог = (Мощность двигателя, л.с. * Коэффициент легковых автомобилей) * Коэффициент стажа владельца |
Грузовые автомобили | Налог = (Грузоподъемность, т * Коэффициент грузовых автомобилей) * Коэффициент стажа владельца |
Автобусы | Налог = (Количество посадочных мест * Коэффициент автобусов) * Коэффициент стажа владельца |
Мотоциклы | Налог = (Объем двигателя, см³ * Коэффициент мотоциклов) * Коэффициент стажа владельца |
Коэффициенты легковых автомобилей, грузовых автомобилей, автобусов и мотоциклов устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан и зависят от различных характеристик транспортного средства.
Коэффициент стажа владельца также учитывается в расчете налога на транспорт и зависит от продолжительности владения транспортным средством.
Советы экспертов по минимизации налоговых платежей
В контексте изменений и нововведений в налоговой системе на транспорт в Республике Казахстан с 2024 года, эксперты рекомендуют рассмотреть следующие советы по минимизации налоговых платежей:
Совет | Объяснение |
---|---|
1. Правильно классифицируйте автотранспортные средства | Определите, какие из ваших транспортных средств относятся к коммерческим, а какие – к личным. Это может существенно снизить налоговые ставки. |
2. Воспользуйтесь налоговыми льготами | Изучите возможность получения налоговых льгот, предоставляемых государством. Некоторые категории транспортных средств и субъектов предпринимательства могут быть освобождены от уплаты налогов или получить существенные скидки. |
3. Планируйте затраты на ремонт и обслуживание | Транспортные затраты на ремонт и обслуживание автотранспорта могут быть учтены как расходы и снизить налогооблагаемую базу. |
4. Используйте энергоэффективные транспортные средства | Приобретение и использование энергоэффективных транспортных средств может помочь вам получить налоговые льготы и снизить налоговые ставки. |
5. Участвуйте в программе обновления автопарка | Проверьте возможность участия в программе обновления автопарка, предоставляемой правительством. Это может предоставить вам финансовые преимущества и снизить налоговые бремена. |
Эти советы помогут вам разработать оптимальную стратегию для минимизации налоговых платежей на транспорт в Республике Казахстан, а также использовать возможности налоговых льгот и скидок, которые предоставляются государством.
В 2024 году в Казахстане ожидаются существенные изменения в ставках на налог на машину. В рамках стратегии по увеличению доходов государства, правительство решило пересмотреть существующие ставки с целью повышения налоговых поступлений.
Наиболее значительные изменения коснутся собственников автомобилей с большой мощностью двигателя. Согласно новым правилам, ставка налога для таких транспортных средств будет значительно выше, чем для автомобилей с меньшей мощностью. Это связано с риском увеличения выбросов вредных веществ и воздействием таких машин на экологическую ситуацию в стране.
Кроме того, ожидается изменение ставок для автомобилей более старых годов выпуска. Согласно новым правилам, такие машины будут подвергаться более высокой ставке налога, чем автомобили нового поколения. Это связано с тем, что автомобили, выпущенные много лет назад, часто имеют более высокий уровень выбросов и менее эффективные технологии для защиты окружающей среды.
Стоит отметить, что изменения в ставках налога на машину позволят правительству Казахстана собрать больше средств для финансирования различных программ и проектов, направленных на улучшение инфраструктуры, экологии, безопасности дорожного движения и других сфер. Однако, для собственников автомобилей такие изменения могут повлечь за собой дополнительные затраты и необходимость более внимательно относиться к выбору автомобиля и его эксплуатации.
Налог и экологические нормы
Введение новых изменений в налоговое законодательство Казахстана касается не только размеров налога на автомобили, но и экологических норм, которые учитываются при расчете этого налога. Отказ от использования устаревших и малоэкологичных моделей автомобилей стимулирует владельцев к приобретению более экономичных и экологически безопасных машин.
Согласно новым правилам, при расчете налога на машину учитываются следующие параметры, связанные с экологической безопасностью автомобиля:
Категория транспортного средства | Ставка налога, тенге |
---|---|
Электромобили | |
Автомобили с нулевым выбросом | 200 000 |
Автомобили с выбросом до 100 г/км | 150 000 |
Автомобили с выбросом от 101 до 150 г/км | 100 000 |
Автомобили с выбросом свыше 150 г/км | 50 000 |
Таким образом, более экологически безопасные автомобили будут облагаться меньшим налогом, что позволит владельцам экономить на этой статье расходов. При этом, как видно из таблицы, самый высокий налог предусмотрен для автомобилей с наибольшим выбросом вредных веществ.
Однако, важно отметить, что размер ставок налога на экологические категории автомобилей может быть изменен в будущем в зависимости от изменения экологической ситуации и технологического прогресса в автомобильной индустрии. Поэтому владельцы автомобилей всегда должны быть готовы к возможным изменениям в требованиях и размерах налоговой ставки.
Налоговые ставки для иных транспортных средств
Транспортное средство |
Ставка в месячных расчетных показателях |
Грузовое авто с грузоподъемностью до 1 тонны |
3 |
Грузовое авто с грузоподъемностью 1-1,5 тонны |
5 |
Грузовое авто с грузоподъемностью 1,5-5 тонн |
7 |
Грузовое авто с грузоподъемностью более 5 тонн |
9 |
Тракторы, дорожно-строительные машины |
3 |
Автобусы – не более 12 посадочных мест |
9 |
Автобусы – от 12 до 25 посадочных мест |
14 |
Автобусы – более 25 посадочных мест |
20 |
Мотоциклы, мотороллеры до 55 кВт (75 л.с.) |
1 |
Мотоциклы, мотороллеры свыше 55 кВТ (75 л.с.) |
10 |