Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Поминают ли умершего в день его рождения или смерти». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Когда мы говорим о поминовении на кладбище, то почему-то сразу представляем объедение или водку на столе у могилки. Конечно, общая трапеза является важным элементом поминовения. Никогда не будет лишним собраться с близкими и вспомнить умершего родственника добрым словом, рассказать самые теплые и важные моменты связанные с ним. Это хороший инструмент для утешения и поддерживания памяти об отошедшем от нас родственники. И на кладбище тоже можно совершить трапезу и тепло погрузиться в воспоминания о дорогом человеке. Не нужно при этом пить алкоголь или объедаться.
Дни поминания умерших
Есть особые дни поминания: 3, 9, 40. Уже в день кончины, если человек был крещен, в храме можно подать записку с именем на сорокоуст — поминовение в течении 40 дней. Сугубая молитва, чтение Псалтири в эти дни также важны для спасения и помилования души умершего. Сразу после кончины можно прочитать канон «За единоумершего» или, другое его название, — «Последование по исходе души от тела, читаемое мирянином». Сама Церковь на каждой Литургии возносит молитвы за усопших. В подтверждение важности молитвы об усопшем, Церковь также установила особые дни поминания:
- Мясопустная вселенская родительская суббота — за неделю перед Великим Постом;
- Троицкая вселенская родительская суббота — перед днем Святой Троицы;
- Родительские субботы 2‑й, 3‑й и 4‑й недели Великого Поста;
- Димитриевская родительская суббота — за неделю перед праздником памяти великомученика Димитрия Солунского;
- Радоница — во вторник второй недели после Пасхи;
- 9 мая — день поминовения погибших в Великой Отечественной войне.
Когда нужно поминать умерших
Время поминовения умерших строго не регламентируется в Церкви и не может быть привязано к определённому часу или времени суток. Поэтому вопрос того, когда нужно поминать умерших — вопрос личного характера. Церковь не ставит здесь четкого регламента, поскольку обстоятельства жизни у всех разные и кому-то просто будет сложно следовать четкому плану. Поминать умершего в келейной (дома) молитве можно в любое время суток.
В православной традиции есть свои особые поминальные даты: третий, девятый, сороковой, годовщины. Первые сорок дней особенно важны для отошедшей ко Господу душе. Это время, когда душа проходит испытания, мытарства, которые заканчиваются частным судом (на сороковой день). Период, когда определяется место пребывания души до Страшного суда. Поэтому поминовение в третий, девятый и сороковой дни не только желательно, но даже необходимо. Это этап, когда душа особенно нуждается в поддержке своих близких людей. А поддержать мы ее можем только молитвой. Подробнее об этом можно почитать в разделах с соответствующими названиями.
Правила поминания в день появления на свет
Так как это событие не относится к церковным праздникам, можно самостоятельно решить, как именно провести этот день. Например, можно пригласить родственников и друзей усопшего. Также не запрещается посмотреть его любимые фильмы, посетить дорогие ему места.
Что ещё можно сделать в этот день:
- Сходить в храм и поставить свечу за упокой, также можно заказать молебен.
- Зажечь свечу и помолиться перед иконами, попросить Бога о том, чтобы он был милосердным к умершему.
- Отправиться на кладбище, поухаживать за могилой. Также можно возложить к ней живые цветы в памяти усопшего.
- Устроить поминальный обед, на который пригласить родственников и близких друзей. Его можно проводить в кафе или в домашних условиях. Желательно, чтобы блюда были простыми и не вычурными.
Какие молитвы можно читать в день рождения умершего
Если нет возможности посетить храм и заказать службу по покойному, можно искренне помолиться дома. В день рождения умершего человека принято читать такие молитвы:
До сорока дней после смерти «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (или рабы Твоей), имярек, и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, имярек, Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь»
После сорока дней после смерти «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь»
Молитва после годовщины смерти «Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших; создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных, убиенных в междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися, и верных, погребения христианскаго лишенных (имя рек) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя – правда во веки, и слово Твое – истина».
Для чтения дома чаще всего выбирается молитва о милосердии к душе умершего: «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего» и «Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый!». Если вы произносите молитву дома, то к этому стоит подготовиться. Прочувствуйте текст — каждое слово в нем должно быть осознанным. Подберите время — лучше произносить молитву до любой работы. Читайте медленно, не торопитесь. После постарайтесь, чтобы у вас было время на отдых, не стоит возвращаться сразу к земным делам.
Также может быть заказана служба на литургии — опустите в церковной лавке записку «за упокой».
Можно заказать в монастыре Неусыпаемую Псалтирь в день рождения усопшего. После ее чтения священнослужители произносят имена умерших. Эта служба длится непрерывно, друг друга сменяют только монахи или монахини. Чтобы заказать Неусыпаемую Псалтирь нужно попасть в монастырь или подворье. Чтение может длиться от 1 месяца до 1 года.
День рождения и день смерти, с точки зрения религии
Люди разного вероисповедания по-своему представляют себе загробный мир. А поскольку представление о посмертии напрямую влияет на отношение к жизни, мнения относительно дней рождения умерших, необходимости и уместности их празднования расходятся.
Иерей Алексий (Тихонов), настоятель Храма Св. Зосимы и Савватия, Вологодская обл.:
— В книге Экклезиаста есть прекрасные слова: «Доброе имя лучше благовонного масла, день смерти лучше дня рождения». Трактуется это так: забота о душе — высший долг христианина. Если он приходит в мир и заботится лишь о материальном, то, умерев, он, подобно маслу, испарится, оставив после себя только пустую бутыль, но никакой памяти. Если же он ведет праведную жизнь, совершает благие поступки, то люди будут помнить его даже через много лет. Праздновать именины умерших, с точки зрения христианства, примерно то же самое, что отмечать посевную в середине осени, когда с полей уже собран урожай. День смерти более важен. Это точка отсчета новой жизни.
Раввин еврейской общины Иннополиса Шимон Иоффе:
— Изначально иудеи вообще не отмечали дней рождения. Их даже не записывали. В метрике значился только год рождения, без даты. Но в XVI веке еврейские общины постепенно стали заимствовать обычаи народов тех стран, на территориях которых жили. Дату рождения начали записывать в документы. И уже к XIX веку традиция отмечать этот праздник прочно вошла в иудейскую культуру. У нас принято устраивать роскошные торжества, приглашать всех родственников, друзей и соседей.
Но что касается мертвых, здесь ответ однозначный: отмечать следует только йорцайт, то есть годовщину. В первый раз йорцайт отмечают в день, когда были похороны, и только в последующие годы — в день смерти. Близкие покойного выполняют множество обрядов, в частности, зажигают свечу или лампаду, и она должна гореть круглые сутки.
Имам Соборной мечети Салавата Рамиль Наздарыев:
— Мусульмане отмечают дни рождения при жизни. Это не наш обычай, он был заимствован у других народов много веков назад, и сейчас уже считается родным. В Коране нет указания на то, что этот день следует как-то отмечать, но запрета тоже не существует. Однако дни рождения мертвых в мусульманстве не празднуют. Отмечают годовщину смерти.
Иисус Христос взял на себя греховное бремя, удаляющее людей от Бога. Он дал ключ к бессмертию души:
«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь» (Ин. 5,24).
Слушающий Христа — это тот, кто старался соблюдать Его заповеди. Дарил любовь, совершал дела милосердия, участвовал в Таинствах и раскаивался в своих грехах. Человека, на земле непрестанно идущего навстречу Господу, в загробной жизни встретит Христос.
«Тщательно подвизающиеся в добродетели, переселяясь от здешней жизни, поистине как бы отпускаются на свободу от страданий и уз» (святитель Иоанн Златоуст).
Душа же, которая в земной жизни пряталась от Божественного Света, будет ослеплена, оказавшись с Ним лицом к лицу. Ее будет притягивать привычный мрак страстей и греховных наклонностей.
«Подобно тому, как слепцы, не видящие сияющего солнца, хотя и всецело, со всех сторон бывают освещаемы им, однако являются вне света, будучи удалены от него чувством и зрением. Так и Божественный свет Троицы есть во «всём». Но грешники, заключённые во тьме, и среди него не увидят его и совершенно не имеют божественного познания и чувства, но опаляемые и осуждаемые своею собственною совестью, они будут иметь неизреченное мучение и невыразимую скорбь во веки» (преподобный Симеон Новый Богослов).
Однако окончательная участь души не решена до дня Страшного Суда. Именно тогда грешные люди навсегда будут отделены от праведников и удалены от Господа.
«Покой праведников и скорбное состояние грешников, до дня всеобщего суда, не есть мздовоздаяние полное, но каждая отшедшая душа, после предуготовительного суда над нею, остается еще в ожидании или полного обилия вечных радостей или более тяжких вечных мучений» (митрополит Сергий (Ляпидевский).
После расставания с телом душа уже не может принести плоды покаяния. Но сделать это за усопших родных может наша молитвенная память о них.
Мнение христианской церкви
Священнослужители не препятствуют желанию родственников покойного посетить кладбище в день рождения умершего человека. Такие визиты хорошо сочетать с заказом заупокойной службы, раздачей милостыни. Поминовение в миру — это цветы на могилу, свечи. При этом важно соблюдать чувство меры. Заказывать венки ритуальные оптом, устраивать пышные пиры на могиле не только не нужно, но и нежелательно.
Главное, по мнению священнослужителей, прийти в этот день на кладбище с молитвой, быть полным благих намерений. Также нежелательно при посещении места упокоения плакать — в этом случае душа будет маяться и не найдет себе покоя. Нет ограничений на время визита на кладбище — прийти и оставаться у могилы можно в любо время суток и на любой срок.
Когда поминают умерших? В какие дни поминают усопших? В какое время дня можно поминать?
Время дня, когда можно помянуть усопшего, Церковью не регламентируется. Есть народные традиции, которые восходят к язычеству и четко прописывают, как и в какой час вспоминать умерших, — но они не имеют никакого отношения к христианской молитве. Бог живет в пространстве без времени, и мы можем достучаться до небес в любой момент дня и ночи.
Церковь установила особые дни поминовения тех, кто нам дорог и отошел в мир иной, — так называемые Родительские субботы. Их в году несколько, и все, кроме одной (9 мая — Поминовение усопших воинов), имеют переходящую дату:
Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота) 5 марта 2016 года.
Суббота 2-й седмицы Великого поста 26 марта 2016 года.
Суббота 3-й седмицы Великого поста 2 апреля 2016 года.
Суббота 4-й седмицы Великого поста 9 апреля 2016 года.
Радоница 10 мая 2016 года
9 мая — Поминовение усопших воинов
Суббота Троицкая (суббота перед праздником Троицы). 18 июня 2016 года.
Суббота Димитриевская (суббота перед днем памяти Дмитрия Солунского, который отмечается 8 ноября). 5 ноября 2016 года.
Кроме Родительских суббот усопших поминают в храме за каждым богослужением — на проскомидии, части Божественной Литургии, которая ее предваряет. Перед Литургией можно подать записки «о поминовении». В записке пишется имя, с которым человека крестили, в родительном падеже.
Как поминать новопреставленного?
С первого дня упокоения человека над его телом читается Псалтирь. Если умерший — священник, то читается Евангелие. Псалтирь надо продолжать читать и после похорон — до сорокового дня.
Также новопреставленный поминается на отпевании. Отпевание положено совершать на третий день после смерти, и важно, чтобы проводилось оно не заочно, а над телом почившего. Дело в том, что на отпевание приходят все те, кто любил человека, и молитва их — особая, соборная.
Помянуть новопреставленного можно и жертвой. Например, раздать нуждающимся его хорошие, добротные вещи — одежду, предметы обихода. Делать это можно с первого дня после смерти человека.
Поход на могилу в день рождения покойника – современный взгляд
Современные люди в большинстве случаев не склонны к суевериям и даже в некоторых случаях перегибают палку, желанием выпить на могиле водки и так отпраздновать день в который родился их близкий человек. Но это довольно таки редкие случаи и день рождение умершего человека на кладбище таким образом не проходит. Человек 21 века, который является практикующим христианином, нанимает в храме поминальное богослужение, вместе со священником отправляется на гроб, где проводится общее молитвенное правило. Затем родственники остаются на гробу, очень часто желая высказать близкому человеку все свои беды и проявить эмоциональное состояние. Возвращаются домой со светлыми мыслями, угощают родственников и соседей сладостями, с той целью, чтобы кто-то еще вспомнил об усопшем и поддержал его душу молитвой в загробном мире.
Посещение кладбища в день рождения умершего стало уже хорошей традицией, которой все привыкли следовать и только некоторые суеверные люди следуют таким ограничениям, как запрет посещения зимой, после двенадцати часов дня, с пустыми руками. Но такая практика не должна быть чем-то страшным или действием, которое производится принудительно. Каждый человек должен сам для себя решать нужно ли ему это, а потом производить какие-либо конкретные действия. Не важно, получится посетить место захоронения родственника, друга, родителей, детей, или нет — главное чтобы об них остались только хорошие и позитивные воспоминания. Практика посещения кладбища – это возможность отдать покойному должное и если есть возможность, желание, силы ей нельзя пренебрегать.
У каждого народа и конкретного человека свое представление об этом дне. Кто-то празднует, а другие забывают, одни молятся – некоторые пьют и едет, но помнят же во всяком случае. Если спросить еще раз можно ли ходить на кладбище в день рождения умершего ответ большинства будет однозначным и уверенным – конечно можно. Главное при этом нужно верить что смерть – это перерождение, которое несет новую жизнь, что-то светлое и хорошее и тогда даже такой процесс как посещение места погребения родного человека не будет нести в себе ноток грусти. Все что не делается необходимо производить искренне и с любовью, ведь именно в таком эмоциональном поле человек огражден от всего плохого и не смотря на запреты, суеверия всегда остается уверенным в том что все будет хорошо.
Поход на кладбище к человеку, который в день такого визита родился – это вполне нормальное явление. Делать это или нет решает каждый индивидуально исходя из своих убеждений и религиозной принадлежности. Отсюда вывод – пусть каждый делает так, как ему удобно и как он привык, ведь никто не может знать внутреннего состояния человека.
Молитва за упокой усопшего
Есть множество заупокойных молитв. Они разделяются по времени прочтения. Есть молитвы, которые принято читать до истечения сорока дней. Есть те, которые читают по истечению сорока дней. Есть разновидность молитв, именуемая акафистами – это молитвы, которые читают первые девять дней после смерти человека. На год читают молитвы из тропаря.
Рекомендуем ознакомиться с некоторыми подобными молениями:
Данная молитва читается до истечения сорока дней.
«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (или рабы Твоей), имярек, и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, имярек, Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.»
Эта молитва читается после сорока дней.
«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда.
Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»
Данная молитва читается на год со дня смерти.
«Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших; создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных, убиенных в междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися, и верных, погребения христианскаго лишенных (имя рек) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя – правда во веки, и слово Твое – истина.»
Никто не застрахован от смерти и бывают случаи, что у супруга умирает жена. В молении по жене следует также обращаться к Иисусу Христу.
Можно ли поминать умершего вечером
Необходимость поминовения вечером, зачастую, обусловлена графиком работы родственников. Было бы идеально в памятные дни собраться и прийти помолиться в храм, заказать панихиду, подать записки об упокоении. Но, иногда, профессиональная деятельность человека связана с непрерывным графиком, а возможность подмениться отсутствует. Поэтому единственным выходом остается или поминать усопшего после работы или перенести поминовение на другой, более удобный, день.
Говоря о поминовении, нужно отличать поминание в мирском смысле и в церковном. Первое подразумевает под собой организацию стола, за которым близкие люди, друзья и знакомые усопшего могут собраться с целью вспомнить о нем. Второе же имеет под собой совсем иную цель — молитвенную. И говоря о иерархии важности, нужно учитывать, что для умершего совсем неважно, что о нем говорят люди, для него намного важнее будет то, как и будут ли за него возноситься молитвы. Ведь умирает тело, а душа живет вечно. А для души единственным утешением служит лишь молитва.
Так вот, если речь идет о поминальном застолье, то тут, в общем-то, не так принципиально, когда оно произойдет — в день ли похорон или спустя неделю. Есть, конечно, определенная традиция, следуя которой, поминальную трапезу необходимо организовывать на третий день или в день похорон. Но это традиция мирская, она не несет в себе пользы для души усопшего, а направлена на уменьшение скорби близких людей. Если трапеза все-таки планируется, то при выборе времени следует исходить из интересов самих родственников. Наверное, если среди них много мнительных или просто суеверных людей, то лучше отложить стол до того дня, когда у всех появится возможность собраться утром или днем. Это нужно, чтобы избежать различных ночных «явлений», которые есть плод фантазии. Если родственники — глубоко верующие люди, то сам вопрос поминальной трапезы для них не принципиален. Если все-таки есть потребность, то с ними можно собраться и после работы.
А молитвенное поминовение можно совершать в любое время. Если человек с утра на работе, то можно заранее заказать панихиду, сорокоуст, подать записки, а в сами памятные дни помолиться в мыслях. После работы же, по мере сил, можно помолится глубже, например, почитать Псалтирь. Для души усопшего важна сама молитва, а не время суток.
Как правильно поминать умершего в его день рождения?
Христианская церковь не принимает этот день особенным. После смерти он теряет смысл. Поэтому придавать какое-то особенное значение дню не стоит. Все, что близкий покойного совершает в этот день, может быть выполнено в любой другой.
Что можно сделать в этот день?
- совершить в Храме поминальное Богослужение;
- совершить общее молитвенное правило у могилы;
- раздать милостыню.
По возвращению домой можно по традиции угостить родственников и соседей сладостями, поминальной едой. Это поможет вспомнить об усопшем, помолиться о его душе.
Что нежелательно делать в этот день?
- устраивать пышные поминки;
- пить алкогольные напитки;
- привозить еду на могилу и угощаться там;
Также можно вспомнить умершего дома и в церкви, а приурочить посещение места погребения в любой другой день. При невозможности приезда на могилу по покойному молятся по месту нахождения. Церковные службы и поминания также можно проводить вне зависимости от расстояния до места последнего упокоения человека.
В какие дни поминают умерших? Можно ли отпевать самоубийц? Как молиться об усопших родителях? Протоиерей Игорь ФОМИН ответил на самые распространенные вопросы о том как правильно поминать усопших.