Изъятие земельных участков у собственника с 2024 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изъятие земельных участков у собственника с 2024 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если лицо имеет землю на праве собственности, в наследуемом владении или в бессрочном пользовании, то оно должно знать – участок могут изъять, то есть “забрать” себе орган местного самоуправления, субъект РФ или государством в целом.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

  1. Заказчик имеет право:
    1. Получать полную и достоверную информацию о ходе оказания юридических услуг.
    2. Отказаться от услуг Исполнителя по подготовке документа, уведомив об этом Исполнителя, не позднее 1 (одного) дня после оплаты услуг и при условии уплаты вознаграждения за фактически оказанные услуги. Если на момент получения от Заказчика заявления об отказе от услуг Исполнитель подготовил документ (Результат оказания услуг), Заказчик не вправе отказаться от услуг.
    3. Отказаться от услуг Исполнителя по проведению устной консультации, уведомив об этом Исполнителя, не позднее 1 (одного) дня до даты консультации.
  2. Заказчик обязан:
    1. Принять условия настоящей публичной оферты и строго выполнять все требования, изложенные в настоящей Оферте.
    2. Оплатить стоимость юридических услуг в сроки, установленные в настоящей Оферте.
    3. Предоставить Исполнителю полную и достоверную информацию для оказания услуг, а также необходимые копии документов при заполнении Онлайн-заказа юридических услуг, а также по запросу Исполнителя.
    4. Без промедления принять от Исполнителя оказанные услуги в соответствии с настоящей Офертой.
  3. Исполнитель имеет право:
    1. Запрашивать у Заказчика дополнительные сведения и документы, необходимые для оказания юридических услуг.
    2. Не преступать к оказанию юридических услуг в случаях:
      • неоплаты Заказчиком стоимости юридических услуг Исполнителю в полном объеме в соответствии с пп. 5.2 — 5.4 настоящей Оферты;
      • если Заказчик не представил или не в полном объёме представил сведения и документы, необходимые для оказания услуг.
    3. Приостанавливать срок оказания Юридических услуг соразмерно времени, в течение которого Заказчиком будут представлены дополнительные сведения и документы в соответствии с п. 6.2.3. настоящей Оферты. При этом срок оказания юридических услуг продлевается на время предоставления Заказчиком дополнительной, необходимой Исполнителю информации (документов, сведений).
    4. В любой момент изменять Прайс-лист и условия настоящей Оферты в одностороннем порядке без предварительного согласования с Заказчиком, обеспечивая при этом публикацию измененных условий на официальном Веб-сайте Исполнителя.
    5. При невозможности оказания услуг расторгнуть в одностороннем порядке в любой момент настоящий Договор, уведомив об этом Заказчика по электронной почте. Договор считается расторгнутым с момента направления Исполнителем уведомления о расторжении. В данном случае Исполнитель возвращает Заказчику полученные в счет оплаты услуг денежные средства в течение 3 (трех) рабочих дней с момента предоставления Заказчиком полных банковских реквизитов. Заказчик не вправе требовать в данном случае компенсации убытков.
  4. Исполнитель обязан:
    1. Приступить к оказанию услуг после выполнения Заказчиком своих обязательств в соответствии с п. 4.4. настоящей Оферты;
    2. Предоставить Заказчику Результат оказания услуг в установленный срок.
    3. Оказать юридические услуги надлежащего качества, соответствующие требованиям законодательства РФ, как лично, так и с привлечением третьих лиц.
    4. В случае возникновения непредвиденных задержек при оказании юридических услуг, в том числе по обстоятельствам от него не зависящих, информировать Заказчика любым доступным путем о причинах возникновения задержек не позднее 3 (трёх) дней с момента их возникновения, а также высказывать свои предложения Заказчику по их возможному устранению и срокам оказания юридических услуг.
    5. Не распространять полученную от Заказчика информацию, затрагивающую интересы Заказчика, в ходе исполнения своих обязательств в соответствии с настоящей офертой, согласно действующему законодательству.
  5. Исполнитель не несет обязательств по наличию и качеству доступа Заказчика в сеть «Интернет», наличию и качеству соответствующего оборудования и необходимого программного обеспечения для доступа в сеть «Интернет». Исполнитель не несет ответственность за любые сбои или иные проблемы компьютерных систем, серверов или провайдеров, компьютерного или телефонного оборудования, программного обеспечения, сбоев электронной почты или скриптов (программ) по каким-либо причинам, которые могут привести к задержкам при оказании Услуг Заказчику.

Основания для изъятия

В стат. 49 ЗК РФ указаны правила и законы 2024 года относительно рассматриваемой тематики. Там сказано, что изъятие осуществляется только в исключительных случаях и при наличии следующих оснований:

  • если изъятие необходимо в соответствии с нормативными положениями международного договора РФ;
  • при необходимости строительства зданий, сооружений, построек и прочих объектов государственной, региональной или местной значимости (см. ниже);
  • при признании аварийного дома в качестве подлежащего сносу (п. 4 ч. 2 ст. 56.3. ЗК РФ);
  • в случае вынесения вердикта о создании либо же расширении границ особо охраняемой природной зоны (п. 1 ч. 2 стат. 56.3. ЗК РФ);
  • при необходимости проведения работ, связанных с недрами земли, в том числе, и добычи полезных ископаемых;
  • в иных случаях, установленных законодательством – например, если собственник пользуется землей не по целевому назначению или же с нарушением законодательства РФ (ст. 284, 285 ГК РФ).

Изъятие в связи со строительством важных объектов может осуществляться только в случае, если эти объекты являются:

  1. автомобильными трассами общефедерального, регионального, межмуниципального или местного значения;
  2. системами теплоснабжения, газоснабжения, электричества, горячего или холодного водоснабжения;
  3. относящимися каким-либо образом к сфере космической деятельности или атомной энергетики;
  4. оборонными комплексами, предназначенными для защиты государства;
  5. относящимися к железной дороге и всем, что с ней связано.

Как происходит изъятие земли в пользу государства?

Но сначала орган, планирующий изъять участок, обязан узнать о его собственнике и направить в Росреестр соответствующий запрос. Правила прописаны в статье 56.5 Земельного кодекса (п. 10).

Зарегистрировавшим право собственности на землю до 1998 года и до появления единого Росреестра (ЕГРН) стоит помнить, что велика вероятность появления по этой причины проблемы с вычислением вас в качестве собственника. А в таких случаях для права признания собственности Российской Федерации уполномоченный орган обратится в суд.

Во избежание этого и судебных разбирательств следует проверить ваши права по информацию ЕГРН. Она будет точно зафиксирована, если право было зарегистрировано после 1998 года.

Если же право собственности у вас возникло по годам раньше 1998 года, закажите на свой участок и дом выписку из ЕГРН. Собственник может обратиться в отделение Росреестра, МФЦ или на сайте Росреестра заказать в электронном виде выписку с ЕГРН. Электронная выписка, как правило, дешевле обычной (250 рублей). А обычная в письменном виде выписка стоит 400 рублей, и в течение 3 рабочих дней документ будет готов.

При отсутствии информации о праве собственности в ЕГРН подавайте заявление для регистрации в МФЦ или на регистрацию ранее учтенного права в Росреестре. Обязательно оплатите 350 рублей (пп. 24 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Существует дополнительный вариант, как позаботиться заранее о собственных интересах – это подача на земельные участки заявления об учете прав. Придется внимательно отследить на сайте региона и муниципалитета официальное извещение про изъятие земель. Как только заметили, так сразу подать заявление, а куда именно и когда, будет расписано в публикации (пп. 4 п. 5 ст. 56.5 ЗК РФ).

Как только будет установлена информация о собственниках, орган власти принимает решение об изъятии. И там указывают все изымаемые земельные участки с расположенными объектами недвижимости на них, а также ссылка на документы и цель изъятия (п. 4 ст. 56.6 ЗК РФ).

В течение 10 дней после принятия о своем решении обязан сообщить уполномоченный орган: распространить информацию в СМИ, разместить на официальном сайте, направить копию правообладателям изымаемой недвижимости и копию в Росреестр.

Несогласие с размером компенсации необходимо обосновать

Должна быть веская причина и приложена копия договора купли-продажи с заключением независимой экспертизы или то, что участок этот куплен по цене выше, чем предлагается. Можно подать свой проект соглашения, в котором прописать ответ: «подписать соглашусь, если измените условия таким-то образом».

Но помните, что за экспертизу вам нужно с собственного кармана заплатить. А если дело доходит до суда и мирно изменить условия не выходит, то взыскать с органа власти стоимость за экспертизу.

Если вы согласны с условиями в проекте соглашения, тогда обратно один экземпляр можете отправить. При получении проекта собственником или правообладателем и игнорированием без отправления своего возражения и отсутствия подписи – орган обращается с иском в суд для принудительного изъятия земельного участка.

Основания для изъятия

Если лицо имеет землю на праве собственности, в наследуемом владении или в бессрочном пользовании, то оно должно знать – участок могут изъять, то есть “забрать” себе орган местного самоуправления, субъект РФ или государством в целом.

В стат. 49 ЗК РФ указаны правила и законы 2024 года относительно рассматриваемой тематики. Там сказано, что изъятие осуществляется только в исключительных случаях и при наличии следующих оснований:

  • если изъятие необходимо в соответствии с нормативными положениями международного договора РФ;
  • при необходимости строительства зданий, сооружений, построек и прочих объектов государственной, региональной или местной значимости (см. ниже);
  • при признании аварийного дома в качестве подлежащего сносу (п. 4 ч. 2 ст. 56.3. ЗК РФ);
  • в случае вынесения вердикта о создании либо же расширении границ особо охраняемой природной зоны (п. 1 ч. 2 стат. 56.3. ЗК РФ);
  • при необходимости проведения работ, связанных с недрами земли, в том числе, и добычи полезных ископаемых;
  • в иных случаях, установленных законодательством – например, если собственник пользуется землей не по целевому назначению или же с нарушением законодательства РФ (ст. 284, 285 ГК РФ).

Изъятие в связи со строительством важных объектов может осуществляться только в случае, если эти объекты являются:

  1. автомобильными трассами общефедерального, регионального, межмуниципального или местного значения;
  2. системами теплоснабжения, газоснабжения, электричества, горячего или холодного водоснабжения;
  3. относящимися каким-либо образом к сфере космической деятельности или атомной энергетики;
  4. оборонными комплексами, предназначенными для защиты государства;
  5. относящимися к железной дороге и всем, что с ней связано.

Изъятие земли для государственных нужд: компенсация собственнику

Строительство новых линейных сооружений, в том числе и дорог, затрагивает интересы собственников земельных участков. На случай реализации такого проекта в интересах Общества по заказу государства предусмотрено возмещение при изъятии земли у их правообладателей. Цена определена вполне объективная – рыночная. Это значит, что когда строится дорога, собственник получит N-ую сумму средств. Но так закону.

На самом деле сплошь и рядом встречаются ситуации, когда уже и дорога проложена, и все ею пользуются, а собственник земли остался ни с чем: ни денег, ни участка. Это может быть связано и с низкой квалификацией чиновников, и элементарной халатностью. Результат – нарушен порядок изъятия, нет возможности на законных основаниях оформить принудительный выкуп.

Не застрахованы от подобного развития событий собственники любых категорий участков: с/х, земли промышленности, земли населенных пунктов и др. Что делать в такой ситуации собственнику недвижимости? Можно продолжать терпеть убытки, потому что участок не используется по его первоначальному предназначению.

Если возместить убытки мирным путем не получилось, то отстоять права необходимо через суд. Для этого требуется собрать документы, подтверждающие фактическое изъятие земли, рассчитать рыночную стоимость участка, обосновать убытки и недополученную прибыль.

Читайте также:  Как продать дачный участок без межевания в 2024 году

В чём суть ужесточения закона?

До сих пор процесс отчуждения земельного участка был довольно сложной задачей. Комиссия в рамках федерального земельного надзора (контроля) проводила проверку, «устанавливала факт неиспользования земли» и должна была подтверждать этот факт в течение следующих трёх лет.

Если за три года собственник земли так и не приложил усилий, чтобы нарушение устранить (выкорчевать кустарники, избавиться от многолетних сорняков), орган надзора мог обратиться в суд и прекратить право собственности нерадивого хозяина на указанный участок.

На деле изъять «запущенную» сельхозземлю оказалось непросто: за три года владелец мог продать участок, изменить его категорию, начать процедуру банкротства, снять участок с кадастрового учёта.

Обязательный трёхлетний период ожидания перед обращением в суд приводил к тому, что земля оставалась без дела шесть и более лет.

Минсельхоз намерен устранить эти бюрократические препоны: органам исполнительной власти позволят обращаться в суд сразу, как только будет установлен факт неиспользования земли.

Как происходит изъятие земли

Изъятие земли для государственных нужд проходит как принудительный выкуп земли у граждан или юридических лиц — собственников земельных участков. То есть вашу землю покупают — выплачивают компенсацию (согласно части 4 ст. 281 ГК РФ). Это происходит точно так же, как и при изъятии жилого помещения (будь оно расположено на земле и в многоквартирном доме), согласно ч. 5, 6, 7 ст. 32 ЖК РФ: «Возмещение (то есть сумма) за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения».

Закон предоставляет право (а не обязанность) органу исполнительной власти в начале выявить и найти собственника участка. Но власти не намерены тратить рабочее время чиновников на поиски владельцев участков — чтобы не выплачивать компенсацию. Собственникам «лакомых» земельных участков нужно самим следить за всеми объявлениями в газетах и в Интернете. К сожалению, государство не обязано адресно уведомлять каждого собственника о том, что их участок необходим государству.

Чиновники поступают просто. Согласно пункту 3 статьи 56.5 Земельного кодекса РФ, не менее чем за 60 дней до принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд они размещают в средствах массовой информации (газетах, специально предназначенных для опубликования нормативных актов соответствующего уровня), и на официальном сайте органа местного самоуправления — в сети «Интернет» сообщения о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Если собственник вовремя узнает эту важную информацию, и заявит о своем существовании, то администрация муниципалитета направит ему заказным письмом с уведомлением о вручении проект соглашения (по сути, это — договор купли-продажи земельного участка). Вы его читаете, смотрите предлагаемую выкупную цену за участок и дом, думаете.

Выгодное ли это предложение, или такая компенсация не принесет вам ничего кроме разорения и неудобств, ведь приобретали вы свой земельный участок чтобы пользоваться им с максимальной пользой и прибылью, а не для того, чтобы неожиданно лишиться его, да еще и остаться с долгами (как пример) или нести затраты по переезду или передислокации своего предприятия.

Все рассчитав и обдумав, вы либо соглашаетесь с предложенной суммой выкупа участка для государственных нужд, либо нет, и в ответе пишете, что вы оцениваете ваш дом и землю вот за такую-то стоимость. Администрация рассматривает ваш ответ и делает второе предложение — либо соглашается на вашу цену, либо повторно предлагает ту же самую выкупную цену.

Какие земельные участки подлежат изъятию с 1 января в 2024 году

С 1 января 2024 года вступает в силу новый закон, предусматривающий изъятие определенных земельных участков. Этот закон направлен на улучшение использования земель в стране и повышение эффективности их использования.

Основными категориями земельных участков, которые подлежат изъятию, являются:

  • Неиспользуемые земли: Земельные участки, которые не используются более 3 лет подряд и не имеют обоснованных причин для такого незаконного использования.
  • Используемые земли с просроченными договорами: Земельные участки, которые находятся в пользовании лиц или организаций по договорам аренды или аренды с правом выкупа, но срок действия таких договоров истек.
  • Земли, использование которых не отвечает целям: Земельные участки, предназначенные для определенного вида использования (например, сельскохозяйственного или промышленного), но используемые для других целей, которые не соответствуют заданным целям.

Такое изъятие земельных участков предоставляет государству возможность осуществлять контроль за их использованием и распределением в соответствии с планами развития страны. Тем самым, реализация этого закона обеспечивает достижение экологической устойчивости и экономического благополучия.

Как оспорить изъятие земельного участка в суде

Решение об изъятии может быть отменено. Например, в одном деле суд отменил решение о привлечении гражданина к ответственности за неиспользование земельного участка — мужчина доказал, что строительству объективно препятствовало обращение взыскания на заложенное имущество. Отсутствие денег на строительство дома не является основанием для освобождения от административной ответственности, однако сложное финансовое положение может быть учтено в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность.

Также при привлечении к административной ответственности необходимо учитывать время, необходимое для освоения земельного участка и обстоятельства, исключающие возможность его использования. В качестве примера обстоятельств, исключающих возможность использования земельного участка, можно сослаться на отсутствие электроснабжения, водоснабжения и водоотведения.

«Если у человека нет денег на строительство дома, необходимо в первую очередь обнести приобретенный земельный участок забором и периодически очищать землю от заросшей травы и кустарников для того, чтобы у инспекторов не было подозрений в неиспользовании земельного участка по назначению», — советуют адвокаты.

Изъятие участка для государственных и муниципальных нужд

Могут изымать землю у собственника (точнее, отчуждать) в интересах государства или муниципалитета — например, для ведения сельского хозяйства, а также для реконструкции и строительства важных объектов типа автомобильных и железных дорог, энергообъектов, и так далее. Но, конечно, никто ничего не «отбирает», с владельцем заключают договор купли-продажи, то есть участок покупают.

Читайте также:  Льготы ветеранам труда в Курганской области в 2024 году на дрова

О необходимости изъять участок для государственных нужд сообщают письменно. Согласие собственника не требуется, то есть в данном случае нет выбора, продавать участок или нет. Выплаты производятся по рыночным ценам, поэтому теоретически бывшие владельцы имеют возможность купить другой участок на территории, которая государству для своих нужд не требуется.

Смежная причина изъятия — комплексное развитие территорий. Чаще всего это связано со строительством. Например, при расширении находящегося рядом населенного пункта застройщик получает возможность выкупить участки и использовать их для своих объектов. Решение, правда, принимает не сам застройщик, а исполнительный орган, он же присылает уведомление. Собственники зачастую могут быть не согласны с таким положением дел, но в этом случае инициируется судебный иск, чаще всего суд становится на сторону застройщика, и владелец в принудительном порядке подписывает договор купли-продажи.

Последствия для собственников

Изъятие земельных участков у собственников в 2024 году может иметь серьезные последствия для них. Это может привести к потере значительной части их имущества и снижению их доходов.

Во-первых, собственникам придется расстаться с земельными участками, которые они приобрели и на которых может находиться их дом или бизнес. Это может быть особенно разрушительно для тех, кто вложил много средств и усилий в развитие своего имущества.

Кроме того, изъятие участков может привести к ухудшению экономического положения собственников. Они могут потерять источник дохода, связанный с использованием участка, например, если он использовался для сельскохозяйственной деятельности или аренды. Это может вызвать финансовые трудности и нестабильность.

Кроме того, собственники могут столкнуться с проблемами при поиске нового места для проживания или работы. Изъятие участка может ограничить выбор отдельных зон или районов, где они могут найти подходящее место.

В целом, изъятие земельных участков у собственников может иметь серьезные последствия для них, как финансовые, так и практические. Они будут вынуждены пересматривать свои планы и урегулировать свою ситуацию в соответствии с новыми обстоятельствами.

Комментарии экспертов

Павел Иванов, глава Ассоциации отечественных собственников:

Мы рассматриваем изъятие земельных участков у собственников в 2024 году как неприемлемую меру. Это является нарушением прав собственности и создает негативную атмосферу в бизнес-среде. Вместо этого, наша ассоциация предлагает провести консультации с собственниками, чтобы найти взаимовыгодное решение и не нарушать их права.

Анастасия Смирнова, эксперт по земельным вопросам:

Изъятие земельных участков у собственников может иметь серьезные последствия для экономики. Большинство владельцев земельных участков являются предпринимателями, которые используют их для развития своих бизнесов. В случае изъятия, они потеряют средства на развитие и могут столкнуться с финансовыми трудностями.

Владимир Кузнецов, эксперт в области недвижимости:

Ожидаемое изъятие земельных участков у собственников в 2024 году может значительно повлиять на рынок недвижимости. Снижение предложения земельных участков может привести к повышению их стоимости и ухудшению доступности для обычных покупателей. Это может вызвать дополнительные проблемы в уже нестабильной экономической ситуации.

Что такое излишки земли и как они могут появиться

Законодательно понятия «лишние сотки» или «прирезок» не устанавливается, но на практике так обычно обозначают разницу между официальной площадью участка и фактической, говорит член Ассоциации юристов России (АЮР) Коба Оржония. «Официально площадь участка может быть 6 соток, а по факту больше. То есть, собственник помимо своих 6 соток, прирезал еще лишние прилегающие сотки, не входящие в его участок», — поясняет эксперт.

  • Администрация выделила землю без межевания,
  • Межа была передвинута соседями по обоюдному согласию,
  • Межевание в отношении конкретного участка не проводилась, но участок стоит на кадастровом учете,
  • Земля была получена в советское время и четкие границы участка не были установлены,
  • Участок был куплен до вступления в силу нового Земельного Кодекса (до 30.10.2001 г.).

Узаконить эти излишки можно — но только если они не превышают определенной доли от имеющейся площади участка. В общем случае это 10%, но регионы могут устанавливать и свои нормы — их можно узнать в своем муниципалитете. Еще одно обязательное требование — прирезок должен находиться в муниципальной собственности.

Если эта земля частная или находится под обременением, присоединить ее не получится, уточнил Владимир Кузнецов.

Если излишки не оформлять, но пользоваться ими, это может считаться самозахватом земли (ст. 7.1 КоАП РФ). В таком случае к собственнику могут быть применены санкции, предупреждает Коба Оржония. Размер штрафа будет зависеть от кадастровой стоимости:

  • если кадастровая стоимость определена, штраф составит от 1 до 1,5% от ее размера, но не менее 5 тыс. руб.;
  • если не определена, сумма штрафа для физических лиц варьируется от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

На практике распространены случаи, когда за помощью к юристу обращаются лица с жалобой на то, что сосед захватил часть земельного участка, нарушив тем самым права и интересы другого человека. Перед тем как раскрыть вопрос о том, как можно защитить дарованные законом права и интересы граждан, следует раскрыть само понятие «самозахват».

Незаконный захват земли — это недобросовестное действие, совершенное умышленно, которое направлено на захват территории другого гражданина, принадлежавшей ему на основании права собственности.

Особый акцент делается именно на умышленном характере правонарушения. Если в рамках административного дела невозможно будет доказать, что действия были совершены со злым умыслом, то привлечь нарушителя к ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ будет достаточно сложно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *