Возмещение коммунальных расходов арендатором в бюджетном учреждении

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возмещение коммунальных расходов арендатором в бюджетном учреждении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

При заключении договора на возмещение стоимости коммунальных услуг необходимо иметь в виду, что такой договор не является договором оказания коммунальных услуг. Он устанавливает порядок возмещения расходов на оплату коммунальных и эксплуатационных услуг учреждения, предоставляемых в арендуемом помещении.

Возмещение коммунальных расходов в составе арендной платы

Одним из способов решения вопроса о порядке возмещения арендатором расходов арендодателя является определение в составе арендной платы её переменной части.

Для обоснования суммы переменной части арендной платы арендодатель (ссудодатель) по общему правилу предоставляет арендатору (ссудополучателю) документы, подтверждающие расчёт (справку-расчёт, акт о потреблённых коммунальных услугах и т. п.), а также копии первичных учётных документов, выставленных энергосбытовых и ресурсоснабжающих компаний (счета, счета-фактуры, УПД или иные документы).

Коммунальные расходы бюджетное учреждение отразит следующей корреспонденцией счетов:

Дебет 2 401 20 223 Кредит 2 302 23 73Х — отражена стоимость коммунальных

услуг, которые арендатор должен возместить (на основании счетов коммунальщиков).

Доходы от возмещения арендатором коммунальных услуг, предусмотренных заключённым договором, будут отражаться аналогично рассматриваемому выше случаю. Такие доходы подлежат отнесению на ст. 130 «Доходы от оказания платных услуг, компенсаций затрат» аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подст. 135 «Доходы по условным арендным платежам» КОСГУ.

Учёт расчётов по указанным операциям также осуществляется с применением счёта 205 35 «Расчёты по условным арендным платежам» (п. 92 Инструкции, утверждённой Приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н)).

Таким образом, начисление суммы доходов от возмещения коммунальных услуг, а также поступление указанных доходов от арендатора на лицевой счёт учреждения отражаются по дебету счёта 2 205 35 56Х в корреспонденции с кредитом счёта 2 401 10 135 (п. 93 Инструкции № 174н).

О Порядке Возмещения Арендаторами Затрат Бюджетных Учреждений — Арендодателей На Эксплуатационные И Коммунальные Услуги»

Бюджетное учреждение — арендодатель на основании договоров, заключенных с поставщиками услуг и выставленных ими счетов, оплачивает указанные услуги путем перечисления средств на расчетные счета поставщиков услуг со своего лицевого счета получателя средств федерального бюджета и со счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, пропорционально произведенным фактическим расходам.

Расчеты, возникающие между бюджетным учреждением — арендодателем и арендатором за коммунальные, эксплуатационные и административно-хозяйственные услуги, регулируются соответствующими договорами на оплату услуг, заключенными в соответствии с рекомендуемыми Письмом Минимущества России от 17 сентября 2001 г. N НГ-30/16725 условиями договоров аренды и безвозмездного пользования находящегося в федеральной собственности недвижимого имущества.

Возмещение арендаторами эксплуатационных расходов: порядок определен

  • лестничные клетки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, крыши, технические этажи и подвалы, санитарные узлы, внешние конструктивные элементы здания, иные помещения и объекты, расположенные за пределами недвижимого имущества, предназначенные для обеспечения его эксплуатации и (или) использование которых осуществляется двумя и более арендаторами и (или) ссудополучателями;
  • механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, инженерные сети и коммуникации, находящиеся в том числе за пределами недвижимого имущества, предназначенные для обеспечения его эксплуатации и (или) использование которых осуществляется двумя и более арендаторами и (или) ссудополучателями;
  • территория, предназначенная для обслуживания, эксплуатации и благоустройства капитального строения (здания, сооружения), определенная в соответствии с правоустанавливающим документом на земельный участок.

По теплоснабжению размер возмещения следует определять пропорционально доле площади отапливаемого арендуемого (находящегося в безвозмездном пользовании) недвижимого имущества в общей площади отапливаемого недвижимого имущества, а в случае различной высоты недвижимого имущества – пропорционально доле объема отапливаемого арендуемого (находящегося в безвозмездном пользовании) недвижимого имущества в общем объеме отапливаемого недвижимого имущества. При этом установлено, что часть затрат арендодателя (ссудодателя) на теплоснабжение, возмещаемая арендатором (ссудополучателем), увеличивается на сумму затрат арендодателя (ссудодателя), приходящихся на места общего пользования, пропорционально доле площади арендуемого (находящегося в безвозмездном пользовании) недвижимого имущества в общей площади недвижимого имущества без учета площади мест общего пользования.

Читайте также:  Льготы матерям одиночкам в 2024 году в Башкирии

Возмещение коммунальных услуг по договору безвозмездного пользования в бюджетном учреждении

Дата публикации 23.03.2020

Бюджетное учреждение сдает помещение в аренду. В соответствии с заключенным договором арендатор компенсирует учреждению расходы на коммунальные услуги, приходящиеся на это помещение. Стоимость коммунальных платежей не входит в состав арендной платы и оплачивается на основании отдельного счета, выставленного учреждением. Может ли учреждение (является плательщиком НДС и налога на прибыль) выставлять счет-фактуру и акт на компенсацию коммунальных платежей арендатору? Какой проводкой отразить стоимость коммунальных услуг, предъявленную арендатору на основании счета коммунальных служб?

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения по НДС являются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Реализацией товаров, работ или услуг признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ). Плательщики НДС выставляют счета-фактуры при реализации товаров, работ, услуг (п. 3 ст. 168, п. 3 ст. 169 НК РФ).

Соглашение о возмещении, которое устанавливает порядок участия арендатора в расходах на потребление коммунальных услуг, не может быть квалифицировано как договор на пользование коммунальными услугами (п. 22 информационного письма ВАС РФ от 11.01.2002 № 66). В таком случае арендодатель является абонентом ресурсоснабжающих организаций и арендатору коммунальные услуги не оказывает (не реализует). Следовательно, арендодатель не должен предъявлять арендатору НДС со стоимости коммунальных услуг и выставлять счет-фактуру (п. 2 письма ФНС России от 04.02.2010 № ШС-22-3/86@).

Как рассчитать возмещение коммунальных услуг арендатором

Обычно договоры с поставщиками коммунальных услуг заключает собственник помещения, а в квитанциях стоит его имя. Для правильного начисления платы за коммунальные платежи службы могут запрашивать данные о количестве проживающих в квартире. Если временные жильцы отсутствуют, плату начисляют только на собственников, поэтому коммуналка меньше в квартирах, где прописан только один собственник.

На размер ежемесячных платежей за коммунальные услуги влияет множество факторов. Среди них могут быть:

  • наличие общедомового прибора учёта;
  • утечки в системах;
  • различия в тарифной политике региона.

Законодательная база Российской Федерации

На сайте «Zakonbase» представлен ПИСЬМО Минфина РФ от 05.07.2002 N 3-12-3/31 «О ПОРЯДКЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ АРЕНДАТОРАМИ ЗАТРАТ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ АРЕНДОДАТЕЛЕЙ НА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ И КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ» в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПИСЬМО Минфина РФ от 05.07.2002 N 3-12-3/31 «О ПОРЯДКЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ АРЕНДАТОРАМИ ЗАТРАТ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ АРЕНДОДАТЕЛЕЙ НА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ И КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ» в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

Является ли возмещение арендатором расходов по оплате коммунальных услуг одной из форм арендной платы?

Напомним, что арендная плата — это плата за пользование арендованным имуществом, порядок, условия и сроки внесения которой устанавливаются договором аренды (п. 1 ст. 614 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 614 ГК РФ арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде:

  • определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;
  • установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов;
  • предоставления арендатором определенных услуг;
  • передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;
  • возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.

Причем в этой же статье отмечено, что стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды.

Стоит отметить, что арендная плата, как правило, определяется исходя из занимаемой площади арендуемого здания (помещения), его износа, местонахождения и иных факторов, влияющих на ее установление.

Размер арендной платы по договору аренды государственного (муниципального) имущества определяется по результатам проведения торгов. При этом в целях определения стартовой цены (цены предложения) арендной платы в отношении имущества, собственниками которого являются субъекты РФ или муниципальное образование, разрабатываются различные методики расчета арендной платы. Рассмотрим некоторые из таких методик и выясним, включаются ли согласно их положениям в расчет арендной платы суммы, возмещаемые арендаторами за пользование коммунальными услугами.

Договор на возмещение коммунальных услуг арендатором

В большинстве случаев, если одно физическое лицо сдает в аренду имущественный объект, то продолжать оплачивать коммунальные услуги оно не желает и, соответственно, хочет переложить обязанность подобного рода на арендатора. Однако если физическое лицо, выплачивающее определенную сумму за проживание либо пользование помещением, не согласно оплачивать коммунальные и жилищные услуги, то составляется специальный договор с арендодателем. Данный документ заключается на основании основного соглашения аренды. Договор на компенсацию оплаты коммунальных услуг из бюджета арендатора не может иметь больший срок действия, чем тот, который прописан в основном соглашении.

Договор, свидетельствующий о том, что арендатор согласен компенсировать оплату коммунальных и жилищных счетов, приходящих по адресу того имущественного объекта, который он снимает, составляется согласно специальной форме и удостоверяется нотариусом.

Оформление предоставления услуг

По договору аренды одна сторона обязуется передать другой во временное владение и пользование за ежемесячную плату определенное имущество. Регулируются данные правоотношения гражданским законодательством. Однако оно никаким образом не затрагивает вопрос обязательного включения в ежемесячный платеж коммунальных услуг.

Читайте также:  Допустимые промилле 2024 закон

По этой причине в действие вступает важный гражданский принцип свободы заключения договора. Его суть состоит в том, что стороны самостоятельно вправе определить, каким именно путем наниматель будет обеспечиваться услугами коммунальных служб. На практике возможны следующие варианты:

  • он компенсирует арендодателю коммунальные расходы по отдельно выставляемой платежной квитанции;
  • он возмещает стоимость указанных платежей в составе ежемесячной платы;
  • стороны подписывают особое соглашение, называемое агентским. В соответствии с его условиями сдающий помещение в аренду считается представителем арендатора перед организациями, которые поставляют услуги. Данный способ лучше всего подходит, если в обязанность обеих сторон входит оплата НДС;
  • арендатор также может самостоятельно подписывать соглашения на оказание коммунальных услуг с их поставщиками.

Последний вариант возможен только в тех случаях, когда есть возможность установить индивидуальные приборы учета. Если же говорить о водоотведении, уборке прилегающей территории, то это не представляется реальным по вполне объективным причинам.

Возмещение коммунальных услуг в бюджетных учреждениях

Часть арендной платы, размер которой что определяется в процессе исполнения договора, называется условным арендным платежом. Помимо коммунальных услуг, это могут быть расходы на текущий ремонт, страхование, охрану, налог на имущество и т.д. На основании Инструкции 157н для учета возмещения коммунальных услуг в бюджетном учреждении в 2022 году применяется счет 0 205 35 – доход по условным арендным платежам. Доход отражается по подстатье КОСГУ 135.

Бухучет операций по начислению доходов и расходов, связанных с арендой, выполняется на основании Инструкций 157н, 162н, 174н, 183н. Для формирования кодов бюджетной классификации (за исключением КОСГУ) в 2022 году нужно пользоваться приказом Минфина от 08.06.2022 года № 132н. КОСГУ следует применять в соответствии с приказом Минфина от 29.11.2022 года № 209н.

Учет доходов учреждений в свете последних изменений в КОСГУ

  • 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» – на нем отражаются суммы доходов (поступлений), начисленные учреждением в момент появления требований к их плательщикам, возникающих в силу договоров, соглашений (в том числе суммы поступившей от плательщиков предварительной оплаты), а также при выполнении учреждением возложенных на него согласно законодательству РФ функций;
  • 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» – он предназначен для учета расчетов по суммам выявленных недостач, хищений, порчи денежных средств и иных ценностей, других сумм причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством РФ порядке, по суммам предварительной оплаты, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенным (не удержанным из заработной платы), по суммам задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, по суммам излишне произведенных выплат, по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, при возникновении страховых случаев, по суммам ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации, а также по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ.
  • 0 205 20 000 «Расчеты по доходам от собственности» (код 120 КОСГУ);
  • 0 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг» (код 130 КОСГУ);
  • 0 205 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия» (код 140 КОСГУ);
  • 0 205 50 000 «Расчеты по поступлениям от бюджетов» (по соответствующим аналитическим счетам») (код 150 КОСГУ);
  • 0 205 70 000 «Расчеты по доходам от операций с активами» (по соответствующим аналитическим счетам») (код 170 КОСГУ);
  • 0 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам» (код 180 КОСГУ).

При заключении договора аренды с физическим лицом могут быть обговорены следующие варианты условий оплаты:

  • Устанавливается фиксированный размер арендной платы, в которой уже предусматривается стоимость коммунальных услуг. Независимо от того, сколько воды и света потратил арендатор, он платит одну и ту же сумму. Такой способ оплаты достаточно прост и не вызывает вопросов. Плохо одно – временные жильцы не заинтересованы в экономии ресурсов, и за все ими потраченное платить придется вам.
  • В сумму аренды не включается стоимость коммунальных услуг, и они оплачиваются отдельно. Тут опять возможны варианты: либо ежемесячно сумма, указанная в квитанции, прибавляется к арендной плате, и вы сами ее оплачиваете, либо арендатор платит вам только арендную плату, а за коммунальные услуги рассчитывается самостоятельно.

Договор возмещения коммунальных услуг

В частности, в п. 17 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ указано, что абонент может передавать (принимать) субабоненту (от субабонента) воду (сточные воды), принятую им от организации водопроводно-канализационного хозяйства через присоединенные водопроводные и канализационные устройства и сооружения, только с согласия организации водопроводно-канализационного хозяйства.

В Постановлении ФАС ВВО от 12.08.2022 N А29-10563/2022 указано: «как следует из материалов дела, унитарное предприятие (арендодатель) с согласия собственника и арендатор заключили договор о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося федеральной собственностью, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование недвижимое имущество под размещение персонала и технических служб.

При самостоятельном погашении арендатором сумм, выставленных к оплате за услуги коммунальщиков, данные цифры не включаются в налоговую базу по НДС арендодателем. Таким образом, арендатор также не имеет возможности в последующем принимать НДС к вычету.

В разъяснительном письме ФНС РФ несколько иначе трактует данное положение: если снабжающими коммунальными службами сумма, выставленная к оплате, разделена на фактический платеж и НДС, то на размер НДС может быть выписана счет-фактура, а, значит, появляется право на возврат налогового вычета. В данном случае сумма НДС должна включаться владельцем объекта в размер исчисляемой налоговой базы. В противном случае ни о каких вычетах речи идти не может.

Исходя из сложившейся практики арбитражными судами также применяется разъяснительное толкование норм Налогового законодательства, изложенное выше. Данное трактование норм права дополнительно продублировано в постановлении ВАС РФ от 25.02.2009 №12664/08.

Согласно действующему законодательству арендодатель обязан вычленить размер НДС со всех поступающих к нему денег, т.е. с арендной платы, а также комиссионного вознаграждения. Коммунальные платежи при этом должны включаться в налоговую базу, т.е. доход предпринимателя. Исключение составляет та часть суммы, которая была выставлена на потребленные им самим ресурсы.

Когда в адрес собственника поступает счет на оплату, он дублирует его в адрес арендатора, регистрируя счет-фактуру в специальном журнале, где указываются аналогичные проводки.

После оплату всех платежей квитанции, подтверждающие их осуществление, передаются арендодателю. Возврат НДС в данном случае не производится, так как плата за коммунальные платежи арендатором была произведена без их учета.

Увязываем КОСГУ с КВР

В целях отражения коммунальных расходов в бухгалтерском учете и отчетности подстатья КОСГУ увязывается с КВР. Если раньше все вышеперечисленные коммунальные платежи отражались по подстатье 223 КОСГУ в увязке с КВР 244, то теперь следует разделять:

1. Расходы на оплату:

  • потребленных энергетических и (или) коммунальных ресурсов в рамках договоров поставки электроэнергии, газа, теплоснабжения, включая оплату просроченной задолженности за указанные потребленные энергетические и (или) коммунальные ресурсы;

  • услуг транспортировки указанных энергетических и (или) коммунальных ресурсов по газораспределительным и электрическим и теплосетям (при ее наличии).

Код КОСГУ для медицинских расходных материалов

Какой код КОСГУ применять для медицинских расходных материалов, учитываемых на счете 105.36, – 341/441 или 346/446?

Порядком применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (в ред. от 30.11.2018), далее — Порядок №209н, а также методическими рекомендациями по применению КОСГУ, доведенными письмом Минфина России от 29.06.2018 № 02-05-10/45153, предусмотрена детализация статей 340, 440 КОСГУ подстатьями по видам материальных запасов.

Согласно пункту 11.4 Порядка № 209н:

«11.4.1. На подстатью 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях

«11.4.6. На подстатью 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) прочих объектов, относящихся к материальным запасам, в том числе:

  • запасных и (или) составных частей для машин, оборудования, оргтехники, вычислительной техники, систем телекоммуникаций и локальных вычислительных сетей, систем передачи и отображения информации, защиты информации, информационно-вычислительных систем, средств связи и тому подобное;
  • спецоборудования для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • кухонного инвентаря;
  • кормов, средств ухода, дрессировки, экипировки животных;
  • материальных запасов в составе имущества казны, в том числе входящих в государственный материальный резерв;
  • бланочной продукции (за исключением бланков строгой отчетности);
  • другие аналогичные расходы


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *